Тема: «Портрет Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Содержание

Слайд 2

Цель моей исследовательской работы: выявить, как краткие, но обобщающие описания внешности

Цель моей исследовательской работы:

выявить, как краткие, но обобщающие описания внешности Пугачева,

иногда происходящие под влиянием душевных волнений, характерны для создания портрета Пугачева.
Слайд 3

Задачи исследования: выявить, почему А.С. Пушкин отводит такое большое место портрету

Задачи исследования:

выявить, почему А.С. Пушкин отводит такое большое место портрету Пугачева

в повести «Капитанская дочка»;
проследить, как описание портрета героя раскрывают его внутренний мир.
Слайд 4

Объект исследования: повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Объект исследования:

повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 5

Гипотеза: чем больше мы изучаем живой портрет вождя крестьянского восстания, тем

Гипотеза:

чем больше мы изучаем живой портрет вождя крестьянского восстания, тем больше

не перестаем удивляться незаурядной натуре этого человека.
Слайд 6

Самым значительным во сне Гринева был мужик с черною бородой.

Самым значительным во сне Гринева был мужик с черною бородой.

Слайд 7

Противоречивость, несоединимость черт в портрете «вожатого» настораживает и заставляет с особым

Противоречивость, несоединимость черт в портрете «вожатого» настораживает и заставляет с особым

вниманием относиться к каждому штриху его портрета в дальнейших ситуациях повести.
Слайд 8

Эти «сверкающие глаза» еще один штрих к намеченным выше чертам портрета Пугачева – вожатого.

Эти «сверкающие глаза» еще один штрих к намеченным выше чертам портрета

Пугачева – вожатого.
Слайд 9

«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Волоса были

«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Волоса были

обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
Слайд 10

На протяжении всего повествования о Пугачеве Гринев отмечает изменчивость и подвижность

На протяжении всего повествования о Пугачеве Гринев отмечает изменчивость и подвижность

его лица и какую – то неразгаданность его
Слайд 11

В главе «Приступ» Пугачев предстает перед нами в степи, окружающей крепость, в самой гуще вооруженной толпы.

В главе «Приступ» Пугачев предстает перед нами в степи, окружающей крепость,

в самой гуще вооруженной толпы.
Слайд 12

Здесь Пугачев выступает как военачальник, как вождь. Об этом говорит и

Здесь Пугачев выступает как военачальник, как вождь. Об этом говорит и

его красный кафтан, белая лошадь, обнаженная сабля.
Слайд 13

«Пугачев сидел в креслах комендантского дома. На нем был красный казацкий

«Пугачев сидел в креслах комендантского дома. На нем был красный казацкий

кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка была надвинута на его сверкающие глаза».
Слайд 14

«Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком». Через минуту Иван Кузьмич был вздернут на воздух.

«Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком». Через минуту Иван Кузьмич

был вздернут на воздух.
Слайд 15

«Пугачев опять махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника».

«Пугачев опять махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого

начальника».
Слайд 16

О «страшном лице» Пугачева великий поэт сказал на первых же страницах своей повести, во сне Гринева.

О «страшном лице» Пугачева великий поэт сказал на первых же страницах

своей повести, во сне Гринева.
Слайд 17

«Ястребиные» по существу не что иное, как хищные глаза, т.е. страшные.

«Ястребиные» по существу не что иное, как хищные глаза, т.е. страшные.

Слайд 18

В лице Пугачева нет здесь никакой противоречивости, никакой двойственности

В лице Пугачева нет здесь никакой противоречивости, никакой двойственности

Слайд 19

Портрет Пугачева на военном совете Пушкин дает в окружении соратников из казацких старшин.

Портрет Пугачева на военном совете Пушкин дает в окружении соратников из

казацких старшин.
Слайд 20

В следующей картине Пугачев слит со своими товарищами в общем высоком

В следующей картине Пугачев слит со своими товарищами в общем высоком

чувстве. Чувство это рождено песней: общий высокий тон повести связан с песней.
Слайд 21

Портрет Пугачева, когда он остался «глаз на глаз» с Гриневым, очень выразителен.

Портрет Пугачева, когда он остался «глаз на глаз» с Гриневым, очень

выразителен.
Слайд 22

Выражение плутовства и насмешливости на лице Пугачева, вероятно, было рождено тем,

Выражение плутовства и насмешливости на лице Пугачева, вероятно, было рождено тем,

что он чувствовал свою власть над Гриневым, ощущал свою силу и слабость другого.
Слайд 23

Заразительный смех Пугачева прорвал плотину недоверия, сблизил Гринева с Пугачевым.

Заразительный смех Пугачева прорвал плотину недоверия, сблизил Гринева с Пугачевым.

Слайд 24

То, как он хмурится, как одобрительно хлопает Гринева по плечу, вызывает

То, как он хмурится, как одобрительно хлопает Гринева по плечу, вызывает

симпатию к этому умному, по -своему глубоко понимающему людей и жизнь человеку.
Слайд 25

На протяжении всей повести Пушкин подчеркивает у Пугачева большую, чем у

На протяжении всей повести Пушкин подчеркивает у Пугачева большую, чем у

его соратников душевную щедрость, великодушие и понимание людей.
Слайд 26

В повести «Капитанская дочка» ученый – историк и великий художник Пушкин

В повести «Капитанская дочка» ученый – историк и великий художник Пушкин

создал широкую картину бушевавшей в конце XVIII в. пугачевщины. На этом фоне он нарисовал замечательную фигуру вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, живые и яркие портреты которого помогли читателю заглянуть в его духовную жизнь.