Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия

Содержание

Слайд 2

Великая Отечественная война открыла новый период в развитии русской и многонациональной


Великая Отечественная война открыла новый период в развитии русской и многонациональной

советской литературы.
Любовь к Родине ненависть к врагу объединили писателей, призвали их к оперативной деятельности – работе в газетах «Правда», «Красноармейская правда», других фронтовых изданиях.

Поэзия первых послевоенных лет – это поэзия памяти, любви к Родине

Слайд 3

Критики о послевоенной литературе «Её уникальная особенность – совершенное отсутствие реального

Критики о послевоенной литературе
«Её уникальная особенность – совершенное отсутствие реального движения…»
«Весь

процесс сводился лишь к чередованию идеологических кампаний, означающих не более чем смену тем…. Даже только что отошедшая война, страшная рана, продолжавшая кровоточить, сразу превратилась ещё в одну тему»
Слайд 4

Литература первого послевоенного десятилетия Развитие литературы протекает в прежних условиях идеологии

Литература первого послевоенного десятилетия

Развитие литературы протекает в прежних условиях идеологии и

сталинизма;
писатели не имеют возможности опубликовать то, что отличается от официально признанной точки зрения;
современная действительность однобоко, в розовых тонах.
Слайд 5

В 1946 году появилось постановление ЦК ВКП(б) . О журналах «Звезда»

В 1946 году появилось постановление ЦК ВКП(б) . О журналах «Звезда»

и «Ленинград», обвинявшее популярные издания, печатавшихся в них авторов в аполитичности, безыдейности, идеологической невыдержанности.
Слайд 6

Лирика военного времени постепенно преодолевала тематическую ограниченность, поэтому обращались к истории

Лирика военного времени постепенно преодолевала тематическую ограниченность, поэтому обращались к истории

страны, к героическому прошлому, создавали культ матери, женщины, заклинающей молитвой от смерти сыновей и проклинающей фашистов.

А. Ахматова

А . Твардовский

Слайд 7

Эпос Поэтический эпос военного времени отражал конкретные события, был проникнут личным переживанием. М. Алигер

Эпос Поэтический эпос военного времени отражал конкретные события, был проникнут личным переживанием.

М.

Алигер
Слайд 8

Публицистика военного времени была страстной, лирически окрашенной, философски углублённой, адресованной и

Публицистика военного времени была страстной, лирически окрашенной, философски углублённой, адресованной и

своему времени, и прошлому.

М. Шолохов

Слайд 9

В 1953 году после смерти Сталина начался процесс демократизации жизни страны.

В 1953 году после смерти Сталина начался процесс демократизации жизни страны.

Возвращались из ГУЛАГов невинные узники. Не случайно И. Эренбург свою повесть назвал «Оттепель» (1954)
Слайд 10

Проза К.Симонов В 1943-1945 годах появляются прозаичные произведения крупных жанров о

Проза

К.Симонов

В 1943-1945 годах появляются прозаичные произведения крупных жанров о Великой

Отечественной войне, в которых не только показывается героический подвиг народа на войне, но и предшествовавшие ему военные будни.
Слайд 11

Тема Великой Отечественной войны во второй половине 1950-х – 1960-е годы

Тема Великой Отечественной войны во второй половине 1950-х – 1960-е годы

получила углублённое раскрытие в свете открывшейся людям исторической правды.
В.Гроссман
Слайд 12

В 1943-1945 появляются прозаичные произведения крупных жанров о Великой Отечественной войне. А. Фадеев «Молодая гвардия»

В 1943-1945 появляются прозаичные произведения крупных жанров о Великой Отечественной войне.

А.

Фадеев

«Молодая гвардия»

Слайд 13

Этапным произведением послевоенной прозы стал роман Л. Леонова «Русский лес» (1953)

Этапным произведением послевоенной прозы стал роман Л. Леонова «Русский лес» (1953)

Слайд 14

«Перед нами лежит новая полоса жизни и работы, — отмечал А.

«Перед нами лежит новая полоса жизни и работы, — отмечал А.

Сурков в 1945 г., — не менее трудная и ответственная, чем прежде».
Слайд 15

Строки, написанные А. Твардовским «в час мира»: Ещё теплы стволы орудий,

Строки, написанные А. Твардовским «в час мира»: Ещё теплы стволы орудий,

И кровь не всю впитал песок, Но мир настал. Вздохните, люди, Переступив войны порог…
Слайд 16

Самое главное в жизни людей после войны - это работа. Об

Самое главное в жизни людей после войны - это работа. Об

этом повествует роман Веры Кетлинской "Дни нашей жизни" (1952 г.).
Слайд 17

Драматургия В драматургии периода Великой Отечественной войны показало противостояние народа захватчикам.

Драматургия

В драматургии периода Великой Отечественной войны показало противостояние народа захватчикам.

Слайд 18

Э.Казакевич М.Пришвин

Э.Казакевич

М.Пришвин

Слайд 19

Поэзия Поэзия первых послевоенных лет – это поэзия памяти, любви к Родне. А.Твардовский

Поэзия

Поэзия первых послевоенных лет – это поэзия памяти, любви к Родне.

А.Твардовский


Слайд 20

Романы –дилогии переведены на множество языков страны и мира. Автор получил

Романы –дилогии переведены на множество языков страны и мира. Автор

получил Государственные премии за обе книги. Они официально признаны лучшим произведением о фронтовике, организующем подъем в послевоенном селе.
Слайд 21

Характеристика историко-революционной драмы: 1. Своеобразие «документальных» пьес М. Шатрова «Шестое июля»

Характеристика историко-революционной драмы:
1. Своеобразие «документальных» пьес М. Шатрова «Шестое июля»

(1962), «Именем революции» (1963), «Большевики» (1967), «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») (1978), «Так победим!» (1980), «Диктатура совести» (1986).
2. Обращение к ленинской теме.
3. Обнажение драм истории.
4. Сочетание документальности и лирического пафоса.
5. Стремление раскрыть честность и благородство участвовавших в революции людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями.
6. Актуальность нравственно-философской проблематики: соотношение цели и средств ее достижения, границ и допустимости революционного насилия.
7. Выявление причин превращения насилия в основной инструмент власти в ее управлении обществом.
Слайд 22

Со второй половины 1950-х годов советская драматургия все чаще обращала внимание

Со второй половины 1950-х годов советская драматургия все чаще обращала

внимание на повседневные проблемы обычных людей. Исследуя же психологию человеческих отношений, драматурги изображали характеры в узнаваемых жизненных обстоятельствах. К любовной тематике обратились такие авторы, как
А.Володин— «Фабричная девчонка»(1956), «Пять вечеров» (1957), «Старшая сестра» (1961); Э.Радзинский — «104 страницы про любовь» (1964), «Чуть-чуть о женщине» (1968). Обращаясь к теме войны, драматурги 1950 — 1960-х годов отходили от публицистичности. Такие проблемы, как долг и совесть,героизм и предательство, честь и бесчестие, они рассматривали сквозь призму нравственных ценностей. Одной из лучших пьес репертуара тех лет стала пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958).
Слайд 23

Особенности социально- психологической драмы: 1. Лирическое начало в пьесах( В.Рощин «Валентин

Особенности социально- психологической драмы:
1. Лирическое начало в пьесах( В.Рощин «Валентин

и Валентина» (1971), «Спешите делать добро» (1980)).
2. Любовные и внутрисемейные коллизии.
3. Интерес драматурга к ситуации нравственного выбора, к процессам нравственного взросления личности, познания себя.
С течением времени изменялась тональность социально-бытовой и социально-психологической драмы. В. Розов, А. Володин,А. Арбузов, А. Вампилов и другие авторы пытались разобраться в причинах нравственного кризиса общества. В центре внимания драматургов оказались те изменения, которые происходят во внутреннем мире человека, живущего по законам двойной морали «застойного времени».
Слайд 24

В период «оттепели» театральное искусство развивалось в тесном взаимодействии с поэзией.

В период «оттепели» театральное искусство развивалось в тесном взаимодействии с поэзией.

На сцене Театра драмы и комедии на Таганке разыгрывались поэтические представления, драматургическую основу которых составляли стихи классиков —В. Маяковского и С. Есенина, произведения современников —А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Театр под руководством Ю. Любимова тяготел к экспрессивным формам образности, а благодаря приоткрывшемуся в то время «железному занавесу» художественная культура страны отчасти соприкоснулась с западноевропейским и американским искусством. В частности, на режиссуру Ю.Любимова оказало влияние творчество и теоретические концепции Б.Брехта (1898— 1956) — немецкого писателя и режиссера, разработавшего принципы «эпического театра», суть которого заключается в воздействии на разум зрителя.)