Теории и аспекты литературного канона

Содержание

Слайд 2

Главные вопросы (и в теории и в истории) Почему в списке

Главные вопросы (и в теории и в истории)
Почему в списке классики/каноне

именно такие тексты?
Кто это решает?
Справедливо ли, что список именно такой? Не является ли он нерепрезентативным?
Слайд 3

Что такое классика=канон? школьная программа (список), классика (изучали в классах) корпус

Что такое классика=канон?

школьная программа (список), классика (изучали в классах)
корпус текстов

какой-то эпохи / национальной традиции
canon formation как процесс циркуляции (репликации) текстов/ценностей в культуре [текст = ген = мем]
Слайд 4

Эстетическая теория канона (традиционная) Frank Kermode. The Classic (1975); Forms of

Эстетическая теория канона (традиционная)

Frank Kermode. The Classic (1975); Forms of

Attention (1985):
Открытость для интерпретации
Сложность структуры
Условие: постоянная реинтерпретация
Harold Bloom. Western Canon (1994)
Канон – лучшие тексты всех времен и народов;
искусство Памяти (частной, личной), мнемоническая система против смерти
Критерии каноничности текста:
Странность/самобытность
Требует перечитывания
Цитируемость самими писателями
Слайд 5

Социологическая теория канона (John Guillory) Канон = культурный капитал Доступ к

Социологическая теория канона (John Guillory)

Канон = культурный капитал
Доступ к нему –

через образование
Школа как социальный институт, где возникает канон
Исторически изменчив (исключение женщин, бедных, меньшинств)
Какова школьная техника интерпретации текстов?
Слайд 6

2 типа литературного образования (Ian Hunter) Домодерный тип (pre-modern literary education)

2 типа литературного образования (Ian Hunter)

Домодерный тип (pre-modern literary education)
Ср.века –

1800-е годы
Элитарность, частные учебные заведения, домашнее обучение
Центрированы на древних языках, античной литературе и всеобщей истории
Дескриптивный тип изучения языков и литератур
Комментирование текстов
Заучивание наизусть
Слайд 7

2 тип – модерное литературное образование 1800 – по сей день

2 тип – модерное литературное образование

1800 – по сей день (?)
Идея

всеобщего доступного образования
Национализация (центрированы на нац. языке, истории и литературе)
Унификация стандартов и программ (в России – с 1871 г.)
Формализация методов и контроля (система экзаменов, аттестации и т.п.).
Критика текста
Обучение + воспитание через интерпретацию текстов (нравственное либо эстетическое)
Слайд 8

Структура школьного канона (Martin Guiney)

Структура школьного канона (Martin Guiney)

Слайд 9

Какие страны раньше всех перешли к модерной системе? 1810-40-е - Пруссия,

Какие страны раньше всех перешли к модерной системе?

1810-40-е - Пруссия, Бавария
1852-1871

– Российская империя
Сер. 1880-х – Франция
1880-90-е - США
1904/05 – Великобритания
Слайд 10

Самые острые проблемы модерной системы лит. образования Недостаток часов на гум.

Самые острые проблемы модерной системы лит. образования

Недостаток часов на гум. предметы

и языки (рост часов на естеств. Науки)
Какова цель – знания или компетенции личности? (например, рефлексия, критич. мышление?)
Включать ли современность в курс истории, литературы? (почему сомнения?)
Слайд 11

Проблема современной нац. лит. в программе (5 стран) Франция: до 1885

Проблема современной нац. лит. в программе (5 стран)

Франция: до 1885 года

– только тексты до 1750-х годов
Россия:
1852-1871 – изучаются тексты до 1840-х годов
С 1871 по 1905 – только тексты до 1842 (до «Мертвых душ»)
Германия: с 1871 до 1930-х: только тексты, написанные до 1820 г.
Слайд 12

Кто решает?

Кто решает?

Слайд 13

Что сейчас и дальше? 1980-е – войны против школьного и университетского

Что сейчас и дальше?

1980-е – войны против школьного и университетского канона

в США (почему?)
1990-е – отмена жестких список и вариативность в программах многих европейских стран
В университете - глобальный канон мультикультурализма (world literature)?
Слайд 14

Мировая литература VS национальный канон МЛ как процесс и/или как результат

Мировая литература VS национальный канон

МЛ как процесс и/или как результат

канонизации
Если отважиться провозгласить европейскую, даже всеобщую мировую литературу, то речь пойдет не о том, что различные нации будут узнавать друг о друге и произведениях друг друга - ведь в этом смысле она уже давно существует, развивается и более или  менее обновляется. Нет! Речь здесь идет скорее о том, что живые и целеустремленные литераторы будут знакомиться друг с другом и благодаря приязни и общим чувствованиям обнаружат желание действовать как сообщество. Все это может происходить скорее через путешествия, чем по переписке, ведь одно только личное присутствие позволяет  установить и укрепить между людьми правильные отношения. (Гете, Die Zusammenkunft der naturgorscher in Berlin, 1827)
А в сегодняшней реальности:
Литературные столицы, мир конкуренции (Паскаль Казанова «Мировая республика словесности»)
Мировая литература – литература в переводе на английский (David Damrosch vs Amily Apter)