Традиции сатиры в произведениях Салтыкова–Щедрина

Содержание

Слайд 2

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, критик, автор

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, критик, автор

острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).
Слайд 3

В своем творчестве Щедрин продолжал и развивал традиции великих русских сатириков.

В своем творчестве Щедрин продолжал и развивал традиции великих русских сатириков.

В произведениях его получает блестящее воплощение одна из наиболее оригинальных черт русского критического реализма - присущий ему юмор. Вслед за Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным и Гоголем Щедрин использует смех как острейшее оружие. Это оружие очень сильное, говорил сатирик, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех.

Портрет Салтыкова кисти Н. Н. Ге, 1872 год.

«Ежели общество лишено свободы, то это значит, что оно живёт без идеалов, без горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему судьбы»
М.Е.Салтыков-Щедрин

Слайд 4

Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Благоговейное отношение к автору

Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Благоговейное отношение к автору

Ревизора и Мертвых душ Щедрин сохранил до конца жизни. Развивая гоголевские традиции в своем творчестве, он создавал столь же широкие обобщения, столь же емкие образы-типы, как и Гоголь. За образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия мертвых душ. Также и за щедринскими органчиками, иудушками, пескарями, с которыми вам еще предстоит познакомиться, вставали образы российских самодержцев, эксплуататоров народа, трусливых обывателей.

Карандашный портрет Н. В. Гоголя. Э. А. Дмитриев-Мамонов, 1840-е гг.

Слайд 5

Его сатира включала в себя изображение действительности в формах самой жизни,

Его сатира включала в себя изображение действительности в формах самой жизни,

глубокий психологизм, тонкость анализа внутреннего мира человека и одновременно гротескность, деформацию привычных пропорций, «кукольность» персонажей, заострение и фантастичность сюжетов, пародийность, переосмысление ситуаций и героев из иных литературных источников. Иносказания, «эзоповская манера» письма были не только прикрытием от цензуры; они оказывались эффективным средством сатирического изображения жизни, позволяя подойти к тем или иным явлениям с неожиданной стороны и остроумно осветить их. Щедрин пользовался исключительной популярностью у своих современников. Он вызывал восхищение у друзей, раздражение у врагов, но равнодушным не оставался никто.

« Открыто презирать умел один только Салтыков»
А.П.Чехов

Портрет Михаила Салтыкова кисти Н. А. Ярошенко, 1886 год.

Слайд 6

Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе царской России определило и

Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе царской России определило и

общий настрой его произведений.
«Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей,»- утверждал Чернышевский,- «картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто... не карал наших общественных язв с большею беспощадностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реализма - характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. Ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, Салтыков однажды пошутил, назвав среди них цензурные сердцебиения. Но в борьбе с цензурой он все же оставался победителем.

Н.Г.Чернышевский

Слайд 7

Сатирический смех в щедринской концепции призван быть не целителем, а могильщиком

Сатирический смех в щедринской концепции призван быть не целителем, а могильщиком

устаревшего социального организма, призван накладывать последнее позорное клеймо на те явления, которые закончили свой цикл развития и признаны на суде истории несостоятельными.

«То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть». Ненависть Салтыкова-Щедрина, его обличение, его смех были проникнуты стремлением воспитать «будущего человека». Он был убежден в том, что именно литература способна сыграть огромную роль в «подготовлении почвы будущего»
Н.А.Некрасов о романе «История одного города»