Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов 1873- 1924

Содержание

Слайд 2

Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября

Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября

1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Слайд 3

Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в

Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в

купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело.
Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали.
При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год — в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в 1890—1893 годах — в частной гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.[7]
Слайд 4

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х Уже в 13 лет Брюсов связывал

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х

Уже в 13 лет Брюсов связывал своё

будущее с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились его первые (довольно неискусные) рассказы.
Слайд 5

Лидер символизма Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в

Лидер символизма

Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском

модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову».[5] Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.).
Слайд 6

Основные черты творчества Брюсова В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные

Основные черты творчества Брюсова

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала:

жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).
Слайд 7

Переводы Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл

Переводы

Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому

читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена.[47] Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия.
Слайд 8

Брюсов-редактор Брюсов занимался редакторской деятельностью — под его контролем производилось издание

Брюсов-редактор
Брюсов занимался редакторской деятельностью — под его контролем производилось издание собрания

сочинений Каролины Павловой, нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина (работа, оборвавшаяся на первом томе, включала и деривацию — дописание неоконченных произведений).
Слайд 9

Брюсов-журналист Свою журналистскую деятельность Брюсов начал в журнале, далёком от литературных

Брюсов-журналист

Свою журналистскую деятельность Брюсов начал в журнале, далёком от литературных бурь

— «Русском архиве», где с конца 90-х годов прошёл школу научного публикаторства под руководством видного историка и редактора журнала П. И. Бартенева, а с 1900 по 1903 год состоял секретарём редакции журнала. Публикуется в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902).
Позднее Брюсов стал основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном органе русского символизма.[Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Брюсов был и основным автором, и редактором «Весов». Кроме него там печатались Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин. В. Я. Брюсов руководил также книгоиздательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха этого издательства «Северные цветы» (выходил в 1901—1903, 1905 и 1911 годах).[