Василий Васильевич Кандинский. Абстракционизм

Содержание

Слайд 2

Василий Кандинский Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866,в Москве. Умер

Василий Кандинский

Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866,в Москве. Умер 13

декабря 1944 во Франции.
Русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».

Василий Кандинский был сторонником теории взаимодействия и объединения различных видов искусства. Он играл на фортепиано и виолончели, обожал театр и мечтал соединить цвет, музыку и сцену. Даже названия его работ звучали по-музыкальному — «композиции» и «импровизации».

Слайд 3

СИНИЙ ВСАДНИК Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром

СИНИЙ ВСАДНИК

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения

всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение "Фаланга" и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" и берет на себя председательство. Кредо общества: "Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать". С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения "Бубновый валет". Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу "Синий всадник". По словам самого художника, "акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия Рудольфа Штайнера".
Слайд 4

С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и

С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь

в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.
Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. <…> Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».
Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.

Черный аккомпанемент

Слайд 5

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил

Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.
В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она — кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня — тем хуже для них…»
В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус — и чета Кандинских переехала во Францию.

Дома в Мурнау на Обермаркт

Слайд 6

Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили,

Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили,

во-первых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм. Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее. Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».

Движение I

Слайд 7

Кандинский и музыка Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические

Кандинский и музыка

Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый

звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.
В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене. По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.

Небесно-голубое

Слайд 8

Книга «О духовном в искусстве» — своеобразная теория абстракционизма. В ней

Книга «О духовном в искусстве» — своеобразная теория абстракционизма. В ней

он рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например, теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью». В 1913 году вышли мемуары Кандинского и сборник стихов «Звуки» с цветными и черно-белыми литографиями.

«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу»

Василий Кандинский «О духовном в искусстве»

Слайд 9

Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже — реалистичные полотна.

Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже — реалистичные полотна.

Его абстрактные картины становились более «геометрическими»: сказывалось влияние русского авангардизма первых советских лет.

Синий гребень

Амазонка в горах

Южное

Слайд 10

Причудливое Желтое-красное-синее

Причудливое

Желтое-красное-синее

Слайд 11

Доминирующая кривая Разнообразные действия

Доминирующая кривая

 Разнообразные действия

Слайд 12

Пестрый ансамбль Белая линия

 Пестрый ансамбль

Белая линия

Слайд 13

1. Синтетическая природа творчества В. Кандинского основана на принципе слияния искусств,

1. Синтетическая природа творчества В. Кандинского основана на принципе слияния искусств, который реализуется

в композиции. Одним из возможных глобальных проявлений художественного синтеза может быть Великая Утопия, осуществленная средствами монументального искусства.
Слайд 14

2. Композиция в творческой системе художника имеет три основных значения: 1.

2. Композиция в творческой системе художника имеет три основных значения: 1. Художественный метод

подчинения составляющих элементов конкретной живописной цели; 2. Высокий жанр абстрактной живописи; 3. Ритмико-числовое выражение мироздания.
Слайд 15

3. Смысл искусства состоит в раскрытии духовного значения мира и составляющих

3. Смысл искусства состоит в раскрытии духовного значения мира и составляющих его объектов.

Данная задача может решаться по преимуществу методами абстрактного искусства, которое изображает идеальное содержание вещи и передает его при помощи ассоциативного (синестетического) метода соответствий.