ВГ. 14.04. ЛИТЕРАТУРА - 2й. ЗАНЯТИЕ 99. Презентация. Маленькая трилогия Чехова

Содержание

Слайд 2

Главный герой учитель греческого языка Беликов. «Он был замечателен тем, что

Главный герой учитель греческого языка Беликов. «Он был замечателен тем,

что даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».
«Человек в футляре»

«Как бы чего не вышло»

Слайд 3

Смысл заглавия ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значение ОБОЛОЧКА

Смысл заглавия

ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значение
ОБОЛОЧКА (воротник,

очки) – переносное значение
МЫСЛЬ (несвобода мысли) - переносное значение

Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя.

футляр

Защищает от жизни, это символ ду­ховной инертности.

Футляр – это:

Слайд 4

Художественная деталь – (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый,

Художественная деталь –
(фр. detail — часть, подробность) — особо

значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги.
Значение: человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр.

Детали
в рассказе

Слайд 5

«И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе

«И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе

представить, едва не женился».

"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

Слайд 6

– Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и

– Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и

пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами.
Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно;
встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?

Здесь «спуск с лестницы»
символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, Высоты его положения.

«Заливчатым «ха-ха-ха завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова».

Слайд 7

Слайд 8

Вывод: в этом рассказе Чехову удалось найти очень емкую формулу для

Вывод: в этом рассказе Чехову удалось найти очень емкую формулу

для того, что мешает человеку. Человек лишает себя и других счастья из-за «постоянного и непреодолимого стремления окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».
Символически многозначна и формула, которой Беликов выражает свой страх: «Как бы чего не вышло».

Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Это тип «маленького человека»

Слайд 9

В год 150-летнего юбилея А. П. Чехова на родине писателя состоялось

В год 150-летнего юбилея А. П. Чехова на родине писателя

состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова.
Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни.
Слайд 10

Детали в рассказе Символ плотского физиологического счастья «Он чертил план своего

Детали
в рассказе

Символ плотского физиологического счастья

«Он чертил план своего

имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: a) барский дом, b) людская, с) огород, d) крыжовник. Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал ... Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь».

Идеал покоя

Слайд 11

«Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе

«Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить

себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу».
Слайд 12

«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин.

«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик,

барин. Кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

Футляр

Самодовольство собственника

— Как вкусно! И он с жадностью ел и всё повторял: — Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Слайд 13

Николай Иванович мечтающий, кроткий, добрый Самодовольный «Ваше высокоблагородие» «Мы дворяне» ДЕГРАДАЦИЯ

Николай
Иванович

мечтающий,
кроткий,
добрый

Самодовольный
«Ваше высокоблагородие»
«Мы дворяне»

ДЕГРАДАЦИЯ ГЕРОЯ КАК ЛИЧНОСТИ

скупой,
жадный,
не умеющий жалеть

и любить

обрюзгший,
располневший
постаревший

Слайд 14

«О любви» Главный герой – Алехин – «по воспитанию белоручка, по

«О любви»

Главный герой – Алехин – «по воспитанию белоручка, по

наклонности – кабинетный человек», но на имении, оставшемся от отца, был большой долг, и Алехин посчитал делом чести этот долг выплатить. И вот, не имея ни наклонностей, ни охоты, взвалил на себя все заботы об имении. Он «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился». Возложенные им самим на себя обязанности  не приносили Павлу Константиновичу ни удовлетворения, ни счастья. Он опустился,  был измотан физически и морально. И вот неожиданная встреча с прекрасной молодой женщиной…

Или история
об упущенном счастье

Слайд 15

Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это

Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно

это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

«Почему-то часто в течение лета вы приходили мне на память и сегодня, когда я собиралась в театр, мне казалось, что я вас увижу».

Слайд 16

Повторение ситуаций – сравнение Алехина с белкой в колесе – создают

Повторение ситуаций – сравнение Алехина с белкой в колесе –

создают впечатление замкнутого круга, из которого герои не могут выбраться.

АЛЁХИН

ТЕАТР

ПОМЕСТЬЕ
Алёхина

ДОМ ЛУГАНОВИЧЕЙ

Слайд 17

«Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались —

«Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались

— навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, — оно было пусто, — и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...»

«Взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, — о, как мы были с ней несчастны! — я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить».

«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

Слайд 18

Вывод: к сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. Лишь расставаясь

Вывод: к сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. Лишь

расставаясь с любимой женщиной навсегда, он «признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…». И героям остается лишь рыдать над своей несбывшейся любовью, оплакивать свою судьбу.

Футляр


Стремление загнать внутрь себя чувство, это надругательство над собственной душой.

Слайд 19

Пейзаж в финале произведения служит контрастом тесным, душным рамкам их существования.

Пейзаж в финале произведения служит контрастом тесным, душным рамкам их

существования. Как прекрасна эта земля, и насколько прекрасной, цветной была бы жизнь, если бы люди ценили свою свободу, не страшились бы действительности!

Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания чело­века, в подтекст отношений людей, показать трагическое противо­речие мечты и жизни - необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоления ее «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования, не питаемого корнями оправданного, целесообразного народного бытия, изоли­рованного от деятельной, преобразующей энергии своего народа.