- Главная
- Литература
- Виктор Андреевич Симов
Содержание
- 2. Творческий путь. Московское училище живописи, ваяния и зодчества Виктор Андреевич Симов (1858—1935) — русский и советский
- 3. Дача В. А. Носенкова в подмосковном Иванькове. По словам Станиславского, Виктор Андреевич стал «родоначальником нового типа
- 4. В.Симов. "Иванов" А.Чехова в МХТ. 1904 г. Принеся в театр стремление передвижников изображать в искусстве реальную
- 5. Эскизы костюмов в исполнении Симова. Будучи хорошо обученным профессионалом-живописцем, Симов не был щедро наделен талантом колориста
- 6. Вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко осуществил реформу театрально-декорационного искусства, добивался, чтобы декорация стала органичной частью режиссёрского
- 7. Он умел разрешать самые сложные проблемы реальной театральной постановки, как бы ни были они загадочны по
- 8. В 1897 г. Симов встречается со Станиславским, который привлекает его к работе над оформлением пьесы Гауптмана
- 9. Пространственные новации Станиславского—Симова оказали существенное влияние на развитие не только отечественного театра. Начиная с “Потонувшего колокола”
- 10. Будучи подлинно театральным человеком, пользуясь высоким уважением в труппе МХТ (не говоря уже о сотрудниках постановочной
- 11. Главный декоратор МХТ – МХАТ. Оформил 37 спектаклей. «В истории Художественного театра художнику Симову Виктору Андреевичу
- 12. «Три сестры» Чехова — одна из самых известных и популярных пьес. Премьера спектакля состоялась в Московском
- 13. Первая пьеса Антона Чехова, поставленная на сцене только открывшегося Художественного театра. Чайка, нарисованная художником спектакля Виктором
- 14. Премьера 1899 — Московский Художественный театр. Постановка В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, художник Симов.
- 15. 23 августа 1902 года труппе Художественного театра была прочитана пьеса "На дне". Страдания опустившихся на дно
- 17. Скачать презентацию
Творческий путь.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Виктор Андреевич Симов (1858—1935) —
Творческий путь.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Виктор Андреевич Симов (1858—1935) —
Виктор Симов родился 2 (14) апреля 1858 года в Москве.
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1882 году. В 1885—1886 году работал декоратором в частной русской опере, занимался станковой живописью и литографией.
Занимался графикой, исторической живописью, архитектурным проектированием. Среди его однокашников и друзей — художники И. Левитан, Н. Касаткин, Н. Чехов, А. Рябушкин. В 1885 г. И. Левитан пригласил Симова работать в Частной опере С. И. Мамонтова. Симов здесь занимался исполнением декораций и осваивал профессию театрального художника.
В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка картин Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.
Творческую жизнь связал с Московским художественным театром, вступив в его труппу с момента организации театра в 1898 году. Всего Виктор Симов оформил 51 постановку.
Московский художественный театр.
Дача В. А. Носенкова в подмосковном Иванькове.
По словам Станиславского, Виктор Андреевич
Дача В. А. Носенкова в подмосковном Иванькове.
По словам Станиславского, Виктор Андреевич
Временно ушёл из МХТ в 1911 году. Работал над оформлением спектаклей в «Свободном театре», Малом театре, Оперном театре студии им Станиславского.
В 1924 году изготавливал марсианские декорации для фильма «Аэлита» Якова Протазанова. Также был художником фильма «Коллежский регистратор».
Виктор Андреевич Симов умер 21 августа 1935 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Кадры из фильма «Аэлита»
Могила Симова
В.Симов. "Иванов" А.Чехова в МХТ. 1904 г.
Принеся в театр стремление передвижников
В.Симов. "Иванов" А.Чехова в МХТ. 1904 г.
Принеся в театр стремление передвижников
В.Симов. "Дядя Ваня" А.Чехова в МХТ. 1899 г.
Сущность работы Симова прекрасно в нескольких словах охарактеризовал сам основоположник МХТ К. С. Станиславский. По его утверждению, Симов явился родоначальником нового типа театральных художников, умеющих изобразительными средствами вскрывать идею пьесы, интересующихся не только декорацией, но толкованием пьесы, режиссерским и актерским заданиями.
Творческий метод.
Эскизы костюмов в исполнении Симова.
Будучи хорошо обученным профессионалом-живописцем, Симов не был
Эскизы костюмов в исполнении Симова.
Будучи хорошо обученным профессионалом-живописцем, Симов не был
Его опыт в этой области творчески использовали многие художники театра и в особенности В. В. Дмитриев. Никто до Симова не применял такого разнообразия сценических планировок. Исходя прежде всего из содержания пьесы и режиссерского замысла, Симов добивался особенной пластической выразительности декорации, С большой изобретательностью и режиссерским мастерством он комбинировал площадки, лестницы, переходы, строил на сцене квартиры из нескольких комнат. Вместо общепринятого гладкого пола сцены он применял изобретенную им конструкцию сборного пола, создавая при помощи опускающихся люков сценической площадки нужный ему рельеф поверхности сцены. Большое внимание художник уделял театральным костюмам, требуя, чтобы каждый из них был неотъемлемой частью образа, создаваемого актером.
Вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко осуществил реформу театрально-декорационного искусства, добивался, чтобы
Вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко осуществил реформу театрально-декорационного искусства, добивался, чтобы
Эстетика и тематика работ
«Снегурочка» 1900 г.
«На дне» 1902 г.
Он умел разрешать самые сложные проблемы реальной театральной постановки, как бы
Он умел разрешать самые сложные проблемы реальной театральной постановки, как бы
Он интересовался не только декорациями, но и самой пьесой, ее толкованием, режиссерскими и актерскими заданиями; он умел, когда нужно, приносить и самого себя как художника в жертву общей идее постановки.
– На наше счастье, в лице Симова мы нашли художника, который шел навстречу режиссеру и актеру, – говорил о нем Станиславский. – Он являл собою редкое в то время исключение, так как обладал большим талантом и знанием не только в области своей специальности, но и в области режиссуры.
В 1897 г. Симов встречается со Станиславским, который привлекает его
В 1897 г. Симов встречается со Станиславским, который привлекает его
Симов утверждал, что в МХТ “художник почти равноправен режиссеру”, ибо в его обязанности входит не только воссоздание внешней обстановки, но и раскрытие своими средствами замысла драматурга. Итожа его творческий путь, П. Марков заключал: “он был первым художником-режиссером”.
Историческую роль Симова в театральном искусстве определили два обстоятельства: встреча со Станиславским и совпадение их художнических устремлений. Симов писал, что Станиславского он “слушал и слушался”. Более того — он его понимал и оказался тем художником, который активно формировал эстетику первоначального периода МХТ. Обладая изрядным запасом жизненных наблюдений, Симов тем не менее ездил в целенаправленные экспедиции по сбору материалов едва ли не к каждому спектаклю, заполняя свои бесчисленные альбомы массой зарисовок быта, природы, типов
Работу над спектаклем он начинал с портретирования жизни, затем следовал период отбора (иногда — недостаточно строгого), затем — пересказ на язык сценических объемов и фактур. Совместно с режиссурой искал планировки. Термин “пространство” тогда не использовался, но по сути “планировка” являлась схемой пространственного решения.
Работа в МХТ
Пространственные новации Станиславского—Симова оказали существенное влияние на развитие не только отечественного
Пространственные новации Станиславского—Симова оказали существенное влияние на развитие не только отечественного
Пространственные находки ранних постановок не вычленялись критикой особо, ибо были скрыты бытовым обаянием декораций, служили достоверной психологической жизни актеров. Связь правды актерского существования с правдой исторической и бытовой, выраженной в материально-вещественной среде, окружающей актера и помогающей ему, стала одним из законов МХТ. Равно как и обязательность “обжитости” всего, что находилось на сцене. Характеристичность вещи, биографичность мебели, аксессуаров — в этом Симов не знал себе равных. Вещи охотно вступали во взаимодействие не только с актером, но и со звуковой партитурой спектакля и со светом. Свет в спектаклях Симова претерпевал столь же радикальное обновление, как и планировки. Симов применил жизненно мотивированные источники сценического света: окно, настольная лампа, приоткрытая дверца печки и т.п. Точность и театральная выразительность воссоздания времен года, состояния природы, времени дня, “обжитые”, узнаваемые интерьеры, которых не знала казенная сцена, точные костюмы — вся симовская часть сценического целого активно способствовала созданию настроения, что было открытием МХТ и новой функцией сценографии (цикл чеховских спектаклей 1898—1904). Жизненная достоверность, бытовая обоснованность, подчиненность актерскому существованию и помощь режиссерским задачам — все эти особенности сценографии Симова проявились и в его последних спектаклях на сцене МХАТ (“Бронепоезд 14-69”, 1927; “Мертвые души”, 1932).
Постановки:
1898 — «Царь Фёдор Иоанович» А. К. Толстого
1898 — «Чайка» А. П. Чехова
1899 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова
1901 — «Три сестры» А. П. Чехова
1902 — «Мещане» М. Горького
1902 — «На дне» М. Горького
1903 — «Юлий Цезарь» Шекспира
1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова
1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстой
1926 — «Царская невеста» Римского-Корсакова
1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссёры Илья Судаков и Нина Литовцева)
1932 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголь
Симов «Сборщик податей»
Будучи подлинно театральным человеком, пользуясь высоким уважением в труппе МХТ (не
Будучи подлинно театральным человеком, пользуясь высоким уважением в труппе МХТ (не
Когда Станиславский ощутил потребность в новом уровне живописной культуры, Симов помогал “мирискусникам”, приглашенным в МХТ, осваивать секреты театральной техники.
Работы Симова.
«Боярин и шут»
«На крыльце»
«Мечты»
Главный декоратор МХТ – МХАТ. Оформил 37 спектаклей.
«В истории Художественного театра
Главный декоратор МХТ – МХАТ. Оформил 37 спектаклей.
«В истории Художественного театра
Эскизы костюмов.
«Три сестры» Чехова — одна из самых известных и популярных пьес.
«Три сестры» Чехова — одна из самых известных и популярных пьес.
Элементом режиссерской новизны в этой постановке был художник, — не декоратор, а подлинный художник. В том сценическом «чуде», которому предстояло совершиться, большую роль сыграл Симов. Плоть от плоти, кровь от крови реального течения в русской живописи, школы так называемых «передвижников»
Оформление постановки «Три сестры» А.П Чехов 1901 г.
Эскиз к спектаклю
Маша-О.Л. Книппер, Ольга-М.Г. Савицкая, Ирина-Н.Н. Литовцем.
Первая пьеса Антона Чехова, поставленная на сцене только открывшегося Художественного театра.
Первая пьеса Антона Чехова, поставленная на сцене только открывшегося Художественного театра.
Работая над спектаклем, Станиславский сумел разглядеть в пьесе скрытый в диалогах подтекст, угадал настроение, уловил тончайшие психологические нюансы. Четко следуя чеховским ремаркам, он смог передать атмосферу летнего сада, наступающих сумерек, приближающейся грозы, воссоздать звуки — пение птиц, стук гравия, топот лошадей, шелест листьев. С помощью сценографии и художественного оформления, которым занимался Симов — подробно показать мельчайшие детали быта и поведение персонажей, вписанных в этот быт: они раскуривали папиросы, пили чай, чиркали спичками. Зритель мог наблюдать, как утро переходит в день, а затем наступает вечер, он видел на сцене пейзаж и героев, существующих в этом пейзаже.
Оформление постановки «Чайка» А.П Чехов 1898 г.
Премьера 1899 — Московский Художественный театр. Постановка В. И. Немировича-Данченко и
Премьера 1899 — Московский Художественный театр. Постановка В. И. Немировича-Данченко и
Оформление постановки «Дядя Ваня» А.П Чехов 1899 г.
План постановки декораций 2 действия
23 августа 1902 года труппе Художественного театра была прочитана пьеса "На
23 августа 1902 года труппе Художественного театра была прочитана пьеса "На
Оформление постановки
«На дне» М. Горький 1902 г.