Виктор Петрович Астафьев. Пастух и пастушка

Содержание

Слайд 2

Любовь моя, в том мире давнем, Где бездны, кущи, купола, -

Любовь моя, в том мире давнем,
Где бездны, кущи, купола, -
Я птицей

был, цветком и камнем.
И перлом – всем, чем ты была!
Теофиль Готье

«Современная пастораль» – подзаголовок подчёркивает жестокую определённость времени, безжалостного к человеческим судьбам, самым тонким порывам души.

Слайд 3

«Бой» - к первой части эпиграфом взяты слова, услышанные автором в

«Бой» - к первой части эпиграфом взяты слова, услышанные автором в

санитарном поезде. Данный эпизод описывает бой, отрешённость солдат, их самоотверженность и смелость.

«Есть упоение в бою!» — какие красивые и устарелые слова!..
Из разговора, услышанного на войне

Слайд 4

Бой Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие

Бой

Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки

утюжат наши окопы. Видя, как гибнут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот землею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было неразорвавшимся от напряжения».
Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображение его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «вопящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеждает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу — такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»
Слайд 5

“Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где

“Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где

ваша?”»

Картины войны в повести написаны убедительно, зримо, но порой “окопная” правда писателя даже натуралистична: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.
Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: “Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?”»

Слайд 6

— Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь?

— Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь?

Любовь

возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.
У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного возникновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте других текстов): «На заре ты ее не буди…»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину — убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год.
Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше — вместе на веки вечные…»
Эта картина соединяет два символа — символ жестокости войны и символ вечной любви.
Слайд 7

Каковы особенности астафьевского символа? Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную

Каковы особенности астафьевского символа?

Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным,

Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это воспоминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое — он и она, пастух и пастушка — вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белье. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдилась любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».
Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впечатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая…» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.
И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых войной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого везет в тыл санитарный поезд.
Слайд 8

«И ты пришла, заслышав ожиданье…» Ярослав Смеляков «Свидание» – вторая часть

«И ты пришла, заслышав ожиданье…»
Ярослав Смеляков

«Свидание» – вторая часть повести. Именно

в ней происходит главное действие произведения, знакомство Бориса и Люси. Они влюбляются друг в друга.
Слайд 9

Противостояние созидательной силы любви и разрушительной стихии войны.

Противостояние созидательной силы любви и разрушительной стихии войны.

Слайд 10

«Попробовали разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили

«Попробовали разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили

— так тому и быть.»

Воспоминание Бориса о театре с колоннами и музыкой,
о пасущихся на зелёной лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга и «не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за неё», резко контрастирует с обострённой болью и щемящей душу печалью сцены об убитых стариках, пастухе и пастушке, «обнявшихся преданно в смертный час».

Слайд 11

Горькие слезы застлали мой взор. Хмурое утро крадется, как вор, ночи

Горькие слезы застлали мой взор.
Хмурое утро крадется, как вор, ночи вослед.
Проклято

будь наступление дня!
Время уводит тебя и меня в серый рассвет.
Из лирики вагантов

Лирикой вагантов начинается третья часть «Прощание». Для влюблённых наступает утро – сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает горестный момент прощания и длительная разлука.

Слайд 12

И жизни нет конца И мукам — краю. Петрарка «Успение» -

И жизни нет конца
И мукам — краю.
Петрарка

«Успение» - четвёртая, последняя часть

повести. В ней читатель станет свидетелем смерти главного героя, его товарищей. Именно в ней отображены страшные последствия войны.
Слайд 13

— Господи! — вздохнула женщина и дотронулась губами до того, что

— Господи! — вздохнула женщина и дотронулась губами до того, что

было могилой, но уже срослось с большим телом земли.
Костлявый татарник робкой мышью скребся о кол-пирамидку. Покой окутывал степь.
— Спи! Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе… Там уж никто не в силах разлучить нас.
Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого качалась одиноким бакеном острая пирамидка, и зыбко было все в этом мире.
А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны.
Остался один — посреди России.
Слайд 14

В повести не называются ни время, ни место сражения. Ясно, что

В повести не называются ни время, ни место сражения. Ясно, что

действие происходит на Украине, где окружена и уничтожена громадная группировка противника. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 г., одну из выдающихся в истории Отечественной войны.
Пафос этой повести антивоенный. В изображении войны писатель глубоко правдив. Есть здесь едва ли не самая сильная сцена современной военной прозы — описание разбитого хутора, греющихся у огня пленных, когда в их толпу врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: “Маришку сожгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!..”
Слайд 15

Корсуньский котёл , Черкасский котёл Наступательная операция войск 1-го и 2-го

Корсуньский котёл , Черкасский котёл

 Наступательная операция войск 1-го и 2-го Украинских фронтов,

проведённая 24 января-  17февраля 1944 года с целью уничтожения корсунь-шевченковской группировки Вермахта. Является частью стратегического наступления советских войск на Правобережной Украине.
Операция завершилась ликвидацией котла и частичным разгромом окружённой группировки (34 % военнослужащих вермахта погибло), некоторой части войск удалось вырваться из окружения. Командующий окруженной группировкой генерал Штеммерман погиб в ходе прорыва в ночь с 17 на 18 февраля. Командование взял на себя бригадефюрер СС Гилле