Ян ван Эйк

Содержание

Слайд 2

Ян ван Эйк был новатором — он одним из первых стал

Ян ван Эйк был новатором — он одним из первых стал

оставлять подписи на своих произведениях, выделил портрет в отдельный жанр, начав изображать людей не по грудь, а по пояс, развернув на три четверти и добавив предметы их быта.
Ван Эйк усовершенствовал масляные краски, появившиеся всего за несколько десятилетий до его рождения, создал новую, особую смесь и начал использовать лак, придающий произведениям стойкость и блеск.

Ян ван Эйк. «Святая Варвара», 1437

Слайд 3

Не исключено, что это автопортрет: люди на портретах того времени обычно

Не исключено, что это автопортрет: люди на портретах того времени обычно

смотрели в сторону, а мужчина смотрит прямо на нас - художник мог смотреть на себя в зеркало, когда рисовал. Удивительная детализация - видна каждая морщинка, каждая седая отросшая щетинка на подбородке!

«Портрет мужчины в красном тюрбане»
1433г.
25,8 Х 18,9 см
Национальная галерея, Лондон

Слайд 4

Герцог Бургундский Филипп пригласил Яна ван Эйка ко двору, художник переехал

Герцог Бургундский Филипп пригласил Яна ван Эйка ко двору, художник переехал

из Гааги в Лилль.
Можно с уверенностью сказать, что отношения между феодалом и его придворным художником не были обычными отношениями слуги и господина, это была настоящая крепкая дружба, длившаяся всю жизнь ван Эйка.

Филипп III Добрый
Копия портрета Рогира ван дер Вейдена

Слайд 5

На службе у герцога Ян ван Эйк получал плату не сдельно,

На службе у герцога
Ян ван Эйк получал плату не сдельно,

за выполненную работу, а был «на фиксированной ставке», причем довольно высокой. Это давало ему полную творческую свободу, поэтому он выполнял заказы и других лиц, а не только лишь исполнял «живописные прихоти» своего патрона.

Портрет мужчины в синем головном уборе ("Портрет ювелира")
1430-33
Национальный музей Брукенталя, Румыния

Тимофей
1432, 33,5 Х 19
Национальная галерея, Лондон

Слайд 6

Интересы Эйка не ограничивались исключительно живописью, похоже, это был настоящий «человек

Интересы Эйка не ограничивались исключительно живописью, похоже, это был настоящий «человек

эпохи Возрождения»: он неплохо знал геометрию, имел определенные познания в химии, интересовался ботаникой, а также весьма успешно выполнял дипломатические поручения своего патрона.
Известно, что ван Эйк моделировал фасоны одежды и ювелирные украшения, и занимался тем, что сейчас называют "дизайном интерьеров". Также он знал языки – об этом косвенно свидетельствует то, что в надписях на своих картинах он использует латынь, а также греческий и иудейский алфавиты.

Предполагаемый портрет Яна ван Эйка
Эта гравюра создана в 1572 году, через 130 лет после смерти мастера.

Слайд 7

Изабелла Португальская. Мастерская ван Эйка, прим 1435 Немного о дипломатической службе

Изабелла Португальская.
Мастерская ван Эйка, прим 1435

Немного о дипломатической службе художника.
В 1427-1428

годы Ян ван Эйк поехал на поиски невесты для герцога в Португалию.
Сватовство было удачным, кроме того, художник получил возможность любоваться буйной южной флорой, что отразилось в дельнейшем и на его творчестве: в некоторых его работах («Гентский алтарь», например) на заднем плане мы видим не унылый нидерландский пейзаж, а буйную экзотическую растительность, которая намного больше подходит для имитации райских кущ.
Ян написал портрет невесты и привез герцогу.
В скором времени состоялась свадьба.
Бракосочетание отпраздновали в 1430 году в Брюгге, Ян ван Эйк был главным организатором и декоратором массового празднества.
Слайд 8

В чём уникальность живописи Яна ван Эйка? Он работал при помощи

В чём уникальность живописи
Яна ван Эйка?
Он работал при помощи многочисленных

полупрозрачных слоев, которые помогали достигнуть необходимой глубины и выразительности изображения. Используя масло, ван Эйк добился поразительных визуальных эффектов, которые были неподвластны никому до него; в этом и состояло его новаторство.
Ян ван Эйк экспериментировал, смешивая разные виды масел и сиккативов, и добился довольно быстрого высыхания, использую смесь из льняного и орехового масел в определенной пропорции.

Фрагменты картин, показывающие мастерскую передачу
фактуры дорогих тканей

Слайд 9

Одну из самых великих и известных работ художника — Гентский алтарь.

Одну из самых великих и известных работ художника — Гентский

алтарь.
Слайд 10

Монументальный многочастный алтарь был расписан для одной из капелл собора святого

Монументальный многочастный алтарь был расписан для одной из капелл собора святого

Бавона в Генте и до сих пор хранится там же.
На 26 панелях художник воплотил свои познания и свое уникальное видение земного и небесного. Спокойное величие залитых светом покоев Девы Марии в момент Благовещения, величавый образ Бога Отца, музицирующие ангелы в роскошных одеждах и символизирующий Христа жертвенный агнец, которому будто бы поклоняется все живое…
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Мадонна Канцлера Ролена заказчик - бургундский канцлер Николас Ролен На картине

Мадонна Канцлера Ролена заказчик - бургундский канцлер Николас Ролен

На картине изображена Дева

Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Действующие лица располагаются в итальянской лоджии, декорированной колоннами и барельефами. На заднем плане виднеется город с пересекающей его рекой. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена.
Здесь канцлер преклоняет колени перед Богоматерью, земное встречается с мирским, но при этом так тонко подмечена различающая их грань.
Слайд 15

Ролен изображен сбоку, хотя и не в полный профиль, стоящим на

Ролен изображен сбоку, хотя и не в полный профиль, стоящим

на коленях и опирающимся на молельный столик, покрытый турецким ковром. Его глаза направлены прямо на Богоматерь, сидящую напротив него с нагим Младенцем на коленях, в то время как Младенец благословляет Ролена. Такая расстановка фигур необычна.

Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облаченном в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят автопортрет самого художника.
Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости.

Слайд 16

Портрет четы Арнольфини, написанный в 1434 году, является одним из самых

Портрет четы Арнольфини, написанный в 1434 году, является одним из самых

узнаваемых изображений в западном искусстве.
Полноразмерный двойной портрет находится в Национальной галерее в Лондоне с 1842 года. Это шедевр натурализма в масле, на котором изображен Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанца - и это первый парный портрет в Европейской живописи.
Слайд 17

Какие загадки скрывает этот незамысловатый на первый взгляд групповой портрет? Многие

Какие загадки скрывает этот незамысловатый на первый взгляд групповой портрет?
Многие детали

этой картины имеют особый символический смысл.
Слайд 18

Впервые в истории живописи мужчина и женщина изображены не как заказчики

Впервые в истории живописи мужчина и женщина изображены не как заказчики

работы, а в камерной обстановке своего жилища. Таким же новшеством была идея написать супругов, соединивших руки, а не изображать их порознь или отдельно друг от друга.

Одеяние человека XV века выполняло одну важную функцию — продемонстрировать статус и материальное положение.
Так как наш герой — купец из богатого торгового города, одежда доказывает его положение и состоятельность.

Слайд 19

Супруг подает левую руку – символ неравного брака. Такие союзы заключались

Супруг подает левую руку –
символ неравного брака.

Такие союзы заключались между

людьми из разных социальных кругов. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
Слайд 20

Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Апельсины демонстрируют не только благосостояние

Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Апельсины демонстрируют не только благосостояние

Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота.
Слайд 21

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног

твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», - сказано в Ветхом Завете. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей».
Слайд 22

Место действия картины — комната супругов, убранство которой типично для купеческого

Место действия картины — комната супругов, убранство которой типично для купеческого

дома XV века.
Каждая деталь обладает и формальной функцией, и символическим смыслом. В интерьере маркером обеспеченности четы являются большая кровать, сундук (классический подарок жениха невесте), занавески и восточный ковер. Ковер у кровати женщины является атрибутом благочестия жены и представляет собой отсылку к Деве Марии).
Слайд 23

Зеркало отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек.

Зеркало отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек.

Их лиц не разобрать, но ясно, что это мужчина и женщина. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу. Косвенным подтверждением этой догадки является надпись над зеркалом: «Johannes van Eyck fuit hic», т. е. «Ян ван Эйк был здесь».
Слайд 24

Шестирукая люстра с одной горящей свечой является атрибутом пламени любви. Горящая

Шестирукая люстра с одной горящей свечой является атрибутом пламени любви. Горящая

свеча обозначает постоянное присутствие Христа. Святость заключаемого брака