Юмористические рассказы А.П. Чехова (особенности стиля)

Содержание

Слайд 2

Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова (особенности стиля)

Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова (особенности стиля)

Слайд 3

Юмористические рассказы А.П.Чехова Подавляющее большинство рассказов Антона Павловича Чехова было написано

Юмористические рассказы А.П.Чехова

Подавляющее большинство рассказов Антона Павловича Чехова было написано в

80-90-е годы.
Каким был писатель в это время?

феноменальная общительность,  
умение веселиться,
импровизации (переодевание, вовлечение других в игру)

«Так и видишь его в это время:  высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами,  магнетически влекущий к себе всех» (К.И.Чуковский)

Слайд 4

Юмористические рассказы А.П.Чехова Критики долго глядели на ранние рассказы Чехова с

Юмористические рассказы А.П.Чехова

Критики долго глядели на ранние  рассказы  Чехова с

презрением. Но то, что они считали безделками, оказалось нержавеющей сталью.  
Рассказы   А.П.Чехова  настолько изящны и самобытны, что не поддаются никакому подражанию.
С чего же все начиналось?
биографическая легенда о написании  рассказа  «Письмо донского помещика к ученому соседу доктору Фридриху»;
2) сотрудничество в  юмористических  изданиях.
Особенности этих изданий:
а) развлекательный характер,
б) использование псевдонимов, 
в) определенные жанры (особенно популярна сценка), 
г) внимание   к бытовым подробностям.
Слайд 5

Юмористические журналы, в которых печатались рассказы А.П.Чехова

Юмористические журналы, в которых печатались рассказы А.П.Чехова

Слайд 6

Юмористические рассказы А.П.Чехова Многие из художественных принципов, проповедуемых в юмористических журналах

Юмористические рассказы А.П.Чехова

Многие из художественных принципов, проповедуемых в  юмористических  журналах  "Зритель",

"Будильник", "Спутник", "Сверчок", "Осколки», стали характерными  особенностями  стиля  Чехова-прозаика.

Почему эти  рассказы Чехова можно назвать  юмористическими ?
(Смех добродушен , т. к. это смех над мелкими слабостями людей,  смех   над тем,  что забавно,  но не очень опасно.  
Позже мы увидим, что чеховский  юмористический   рассказ  будет становиться грустным,  а  смех – беспощадным).

В прошлом году Вы уже читали рассказы Чехова «Пересолил», «Налим», «Лошадиная фамилия».

Слайд 7

Юмористические рассказы А.П.Чехова Смех – родная стихия А.П.Чехова . В жизни

Юмористические рассказы А.П.Чехова

Смех – родная стихия  А.П.Чехова .
В жизни  писатель  высоко

ценил шутку, любил и умел озорничать, не поддавался хандре.
Он хотел, чтобы веселость стала нормой жизни,  русской в целом и его собственной в частности,  хотя его жизнь ни легкой, ни веселой никогда не была.  
А.П.Чехов  был врачом, а в глазах серьезного врача уныние и душевная тяжесть – первые и верные признаки нездоровья, ведь душевную невзгоду можно нести годами, как хроническую болезнь. В медицине со времен Гиппократа существует философия смеха, т.е. смех – это лекарственное средство.
И ранние  рассказы   А.П.Чехова  многими воспринимаются именно как врачующее средство. Они смешны, над ними до слез хохотал Л. Толстой, совсем не склонный к смешливости: близкие называли его "царевной - несмеяной".
Слайд 8

Юмористические рассказы А.П.Чехова Рассказы смешны, но далеко не просты – смысла,

Юмористические рассказы А.П.Чехова

 Рассказы  смешны, но далеко не просты – смысла, труда,

всяческих словарных находок в них гораздо больше, чем нужно было бы просто для того, чтобы рассмешить нас.
Так в "Лошадиной фамилии", например, около полусотни фамилий, лежащих вокруг да около выпавшего из памяти Овсова;
и в поисках забытого имени есть сюжетный смысл – это позволяет описать жизнь поместья;
есть и нечто вроде медицинского нравоучения: проще было сразу же обратитья к врачу, чем мучиться зубной болью, перебирая в памяти целый словарь.
Слайд 9

Юмористические рассказы А.П.Чехова Особенности юмористических рассказов А.П.Чехова: Заглавие рассказа простое, краткое.

Юмористические рассказы А.П.Чехова

Особенности юмористических рассказов А.П.Чехова:
Заглавие рассказа простое, краткое.
Короткое вступление, дающее

полную информацию о месте событий, времени, героях.
В основе сюжета лежит случай из жизни.
Большое внимание уделяется диалогу.
Небольшое количество персонажей (обычно их 2-3).
Отсутствие подробных пейзажных зарисовок и портретных характеристик.
Подробное описание заменено наличием “говорящей” детали.

Например,
просфора в рассказе «Хирургия» или шинель в рассказе «Хамелеон»

Конец презентации