Загадка смерти Вольфганга Амадея Моцарта

Содержание

Слайд 2

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать концерты для европейской знати

     Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать концерты для европейской знати

и сочинять первые произведения в шесть лет. Через тридцать лет, в зените славы, он умер после недолгой болезни.
Слайд 3

Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта

Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта

Констанцы, прекрасно помнила зловещее предзнаменование. В первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для матери. Накануне Софи была в Вене в гостях у заболевшего шурина и вернулась домой с известием о том, что ему стало лучше. Теперь, ожидая, пока закипит кофе, Софи задумчиво смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем муже Констанцы. Внезапно пламя погасло, "полностью, словно лампа никогда не горела", позже написала она. "На фитиле не осталось ни искорки, хотя не было ни малейшего сквозняка - за это я могу поручиться". Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно вернуться в дом Моцарта.
Слайд 4

Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт провел беспокойную

Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт провел беспокойную

ночь, и попросила ее остаться.
С Моцартом был его ассистент Зуссмайер, которому композитор давал указания относительно завершения его последнего сочинения - заупокойной мессы. Вызвали священника, а затем врача, который велел прикладывать к пылавщему лбу больного холодные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание; он умер 5 декабря 1791 года в 0.55. Бывший вундеркинд и плодовитый композитор не дожил двух месяцев до своего 36-летия.
Слайд 5

Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт большую часть года лихорадочно работал

Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт большую часть года лихорадочно работал

над завершением важных заказов. Друзьям и родным он казался нервным и изнуренным чрезмерной работой. Тем не менее когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что эта болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссен перечислил симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 году: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтвержден в официальной книге регистрации умерших Вены.
Слайд 6

По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла

По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла

вследствие хронического отравления ртутью, а именно - от многократного поступления в организм двухлористой ртути - сулемы. Она давалась со значительными интервалами: впервые - летом, в последний раз - незадолго до смерти. Причем конечная фаза заболевания схожа с истинным отказом почек, что и послужило основанием к ошибочному диагнозу почечной недостаточности воспалительного характера.
Слайд 7

Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошо

Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошо

изученного в настоящее время острого ртутного отравления (головная боль, металлический привкус во рту, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия и др.). В конце длительного периода отравления наступает токсическое поражение почек с конечными уремическими симптомами - лихорадка, сыпь, озноб и т.д. В пользу медленного отравления сулемой говорит и то, что музыкант сохранял ясное сознание и продолжал писать музыку, то есть был трудоспособен, что характерно для хронического отравления ртутью.

Таким образом, многое свидетельствует в пользу того, что композитора отравили. О том, кто и как это мог сделать, тоже есть предположения.

Существует три основные версии отравления Моцарта. Однако почти все исследователи сходятся во мнении, что вряд ли это было под силу одному человеку.

Слайд 8

Первая и "классическая" - композитор Антонио Сальери, который якобы из зависти

Первая и "классическая" - композитор Антонио Сальери, который якобы из зависти

подсыпал Моцарту яд. Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. В записи, принадлежащей музыканту Антону Шидлеру, говорится: "Сальери опять очень плохо. Он в полном расстройстве. Он беспрерывно твердит, что виновен в смерти Моцарта. Это правда, ибо он хочет поведать ее на исповеди…"
Слайд 9

Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По

Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По

мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Наконец, если Сальери отравил Моцарта, то почему для себя он избрал другой, более болезненный путь ухода из жизни? Принять яд было бы логичнее и проще.
Слайд 10

Вторая версия: Франц Ксавер Зюсмайр, ученик Сальери, затем ученик Моцарта и

Вторая версия: Франц Ксавер Зюсмайр, ученик Сальери, затем ученик Моцарта и

интимный друг его жены Констанцы, после смерти Моцарта вновь перешедший в обучение к Сальери, отличался большими амбициями и тяжело переживал насмешки Моцарта.     Учитывая близость Зюсмайра к Сальери и его карьерные устремления в сочетании с завышенной оценкой собственных талантов, а также его роман с Констанцей, многие исследователи полагают, что он мог быть причастен к отравлению скорее в роли непосредственного исполнителя, поскольку жил в семье композитора.      

Становится понятной, в частности, та неблаговидная роль, которую, по мнению некоторых современников, Констанца сыграла, «открыв правду» в день похорон о якобы любовной связи Моцарта и его ученицы Магдалены ее мужу - юристу Францу Хофдемелю, другу и собрату Моцарта по масонской ложе. В порыве ревности Хофдемель пытался зарезать бритвой свою беременную красавицу жену - от гибели Магдалену спасли соседи, услышавшие крики ее и их годовалого ребенка. Хофдемель покончил с собой, также применив бритву. Магдалена выжила, но осталась изуродованной. Считают, что таким образом Констанца пыталась переключить подозрения в отравлении мужа на бедного юриста.

Слайд 11

Версия третья: Ритуальное убийство «непокорного брата». Известно, что Моцарт был членом

Версия третья: Ритуальное убийство «непокорного брата». Известно, что Моцарт был членом

масонской ложи «Благотворительность» и имел очень высокий уровень посвящения. Однако масонское сообщество, обычно оказывающее помощь собратьям, ничем не помогало композитору, находившемуся в очень стесненном материальном положении. Более того, братья-масоны не пришли проводить Моцарта в последний путь, а специальное заседание ложи, посвященное его кончине, состоялось лишь через несколько месяцев. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что Моцарт, будучи разочарован деятельностью ордена, планировал создание собственной тайной организации - ложи «Грот», устав которой им уже был написан.       Мировоззренческие расхождения между композитором и орденом достигли своего накала в 1791 году; именно в этих расхождениях некоторые исследователи видят причину ранней смерти Моцарта. В том же 1791 году композитор пишет оперу «Волшебная флейта», которая имела оглушительный успех в Вене. Принято считать, что в опере была широко использована масонская символика, раскрыты многие ритуалы, которые положено знать лишь посвященным.
Слайд 12

Слайд 13

Великие люди и живут и умирают не в пример простым смертным,

Великие люди и живут и умирают не в пример простым

смертным, их жизнь всегда окружена глубокой тайной и смерть их всегда неожиданна и таинственна. Перед своей смертью Амадей Моцарт получил необычный заказ на написание реквиема и, хотя в последствии оказалось, что человек, приходивший к нему был слугой знатного господина и ему просто было не велено говорить о себе, сам Моцарт считал пришедшего незнакомца знаком с выше и готовился к смерти.

Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию.