Затаенное имя (о проблеме авторства Слова о полку Игореве)

Содержание

Слайд 2

Поиск имени автора "Слова", начавшийся еще при подготовке к печати первого

Поиск имени автора "Слова", начавшийся еще при подготовке к печати первого

издания 1800 года, продолжается и поныне. За два века высказано так  много предположений, что их можно сгруппировать.

Филолог-славист, член многих академий считал, что авторы «Слова» -льстецы, обратившие своё вдохновение на службу национализма и политики императрицы Екатерины.

«И не праздное занятие – попытаться отыскать во мгле веков гениального певца, сложившего песнь, гордость всей мировой поэзии.»

Слайд 3

1.Мусин-Пушкин «Слово о полку Игореве» дошло до нас в составе сборника

1.Мусин-Пушкин

«Слово о полку Игореве» дошло до нас в составе сборника произведений.
Предположение,

что сборник произведений мог составить Мусин-Пушкин.
Но найденный Мусиным-Пушкиным список «Слова» относят к 15-16-ому веку, а время создания самого произведения к 12-ому веку.

Граф  Алексей Иванович Мусин-Пушкин — русский государственный деятель, археограф, историк, собиратель рукописей и русских древностей.

Слайд 4

2.Приближенный того или иного князя Из этой среды называли Тимофея -

2.Приближенный того или иного князя
Из этой среды называли Тимофея - "премудрого книжника",

Митусу – регента церковного хора, Ходыну - песнотворца, Кочкаря –слугу великого князя, Тимофея  Рагуиловича - конюшего, Ольстина - воеводу, Мирошку Наздиловича -  посадник, а также боярина и летописца Петра Бориславича.

Однако, смелость автора, его открытые обвинения и явные упреки князьям, а также обращения с советами к князьям, и особенно призывы к объединению, не позволяют принять предположение об авторе - как княжеском приближенном.  Достаточно вспомнить известие из Галицко-Волынской летописи под 1241 годом о  жестокой расправе над певцом, учиненной князем: "Знаменитого певца Митусу, когда-то из гордости не захотевшего служить князю Даниилу,  ограбленного, привели, как узника".

Слайд 5

3.Князь,княгиня-сами герои Слова Впервые за автора-князя высказался московский литературовед В.Ф.Ржига в

3.Князь,княгиня-сами герои Слова

Впервые за автора-князя высказался московский литературовед В.Ф.Ржига в 1934

году.  Автором поэмы был князь Игорь,-считали биолог Шарлемань, писатель Чивилихин. Киевский исследователь Абрамов автор «Слова»- Евфросиния Ярославна, жена Игоря. Писатель и переводчик Домнин предпологал авторство- князя Рыльского Святослава Олеговича, племянника Игоря. Исследователь Державец – статья «Агафья Ростиславна - автор «Слова». Эта княгиня - вдова князя Олега Святославича, невестка Игоря. Переводчик "Слова" Медведев- авторство великого князя Киевского Святослава Всеволодича, двоюродного брата Игоря. Филолог Махновец-автор "Слова" мог  быть Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны, шурин Игоря.  Однако в научной литературе ни одна из названных "кандидатур" автором  поэмы признана не была. Сомнения из-за требований княжеского этикета.  Невозможно себе представить, чтобы кто-либо из князей, в своем собственном литературном произведении непомерно восхвалял бы самого себя и укорял.
Слайд 6

4.Женщина или мужчина Широкое применение образов соколиной охоты (например в описании

4.Женщина или мужчина

Широкое применение образов соколиной охоты (например в описании игры на

гуслях певца Бояна) - автор был хорошим охотником (автор-мужчина). Но автором могла быть и женщина. Во-первых,воссоздать ни одну из сцен соколиной охоты нельзя, поскольку они изложены в самых общих чертах и метафорично, можно сказать чисто по-женски. Во-вторых, женщины лично участвовали в княжеских охотах. Женщины-княгини представляли себе хотя бы в общем виде охотничье, мужское дело. В третьих - плачи. Плач русских женщин о мужьях, "Плач Ярославны", и плач княгини Анны по сыну Ростиславу. Во все времена слагательницами и исполнительницами плачей на Руси были женщины. В летописях, которые почти всегда писались мужчинами, о плачах упоминается лишь вскользь и поверхностно (автор-женщина).
Слайд 7

5.Быковский Андре Мазон считал, что Мистификатор, задумавший создать «Слово о полку

5.Быковский

Андре Мазон считал, что Мистификатор, задумавший создать «Слово о полку Игореве»

должен был знать в совершенстве древний русский язык, иметь несколько старинных рукописей и летописей, хорошо изучить те места, где развёртывались события и иметь явные способности к поэтическому творчеству. Иоиль Быковский, у которого по сообщению Мусина-Пушкина, было приобретено «Слово»,обладал всеми этими качествами.

Архимандрит Иоиль (в миру Иван Быковский) — архимандрит Русской православной церкви, преподаватель, духовный писатель.

Слайд 8

6.Галицко-Карпаторусский Известные исследователи «Слова» – академик Орлов и Зарубин примыкают к

6.Галицко-Карпаторусский

Известные исследователи «Слова» – академик Орлов и Зарубин примыкают к мнению,

что автор «Слова о полку Игореве» - карпаторус,галичанин. Из-за галицко-волынской литературной манеры Орлов утверждает, что поэт-творец выходец из Галицкой земли. Зарубин склоняется к тому, что родиною автора была «горная часть Русской Галиции». Все помыслы поэта (автора) обращены в сторону Карпато-Дунайской Руси, следовательно происходит вывод о карпаторусском происхождении певца.
Слайд 9

Памятники автору Слова Памятник автору «Слова о полку Игореве» - известная

Памятники автору Слова

Памятник автору «Слова о полку Игореве» - известная достопримечательность

города Луганска (Украина). Он посвящен автору выдающегося произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
По утверждениям ученых, битвы князя Игоря с войсками половцев проходили именно на территории современной Луганской области. Памятник автору «Слова о полку Игореве» установлен у здания областной универсальной научной библиотеки имени Максима Горького в 1994 году.
На монументе высечены следующие слова «Авторові "Слова о полку Ігоревім', співцеві походу та битві з половцями у 1185 році».