Живой как жизнь Александр Иванович Куприн. Штрихи к портрету

Содержание

Слайд 2

Вопрос-индуктор Д. Мамин-Сибиряк: «А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да

Вопрос-индуктор

Д. Мамин-Сибиряк:
«А вот Куприн. Почему он большой
писатель?

Да потому что живой.
Живой он, в каждой мелочи живой»
Куприн – большой ребенок
Дети его любили, он их … обожал.
«Мне всегда было приятно иметь дело
с детьми. Ведь я был и репетитором и
гувернером. Я никогда с ними не ссорюсь»
Слайд 3

«Военная косточка» Московский кадетский корпус Александровское военное училище Черты военного: подтянут

«Военная косточка»

Московский
кадетский корпус
Александровское
военное училище
Черты военного:
подтянут
прям
ловок
точен

Служба

в военном полку
(под Подольском)
1894 г. – отставка
Киев
Слайд 4

«Повидал и понюхал жизнь» Поиски своего места жизнь - приключение Десятки

«Повидал и понюхал жизнь»

Поиски своего места
жизнь - приключение
Десятки

профессий:
грузчик
землемер
корректор
псаломщик
суфлер (театр)
зубной врач
циркач
рыбак
Слайд 5

Жизнь - стихия Безрассудные поступки: верхом на лошади поднимается на второй

Жизнь - стихия

Безрассудные поступки:
верхом на лошади поднимается на второй


этаж ресторана позавтракать;
прыгает со второго этажа ради поцелуя одной
взбаломошной дамочки, потом отказывается;
летит на воздущном шаре с Уточкиным;
с борцом Заикиным совершает путешествие
на аэроплане, разбиваются (О, чудо – живы!)
«Самая трудная профессия, выпавшая на мою
долю, заключается в знакомстве с жизнью»
Слайд 6

Начало. Темы и герои Любимый тип молодого героя мягкий интеллигентный совестливый

Начало. Темы и герои

Любимый тип молодого героя
мягкий
интеллигентный

совестливый
безвольный
Творчество
«Молох» 1896
«Дознание» 1896
«Олеся» 1898

Тема прекрасной,
дикой и
величественной
природы

Слайд 7

Самый плодотворный период творчества Лучшие рассказы В цирке Белый пудель Лучшие

Самый плодотворный период творчества

Лучшие рассказы
В цирке
Белый пудель
Лучшие повести
Поединок 1905

г.
Гамбринус 1907 г.
Суламифь 1908 г.
Яма 1900 г.
Гранатовый 1911 г.
браслет

100 лет
«Гранатовый
браслет» -
печальная красота
неразделенной
любви

Слайд 8

Особенный талант Литературный критик Б.Евсеев: «Куприн неподражаем. Даже велик. Велик -

Особенный талант

Литературный критик Б.Евсеев:
«Куприн неподражаем. Даже велик. Велик -
как чистый

беллетрист – изобразитель,
а вовсе не пророк-мыслитель. Он Репин
прозы. Его славяно-тюркский «хищный»
глазомер – не слабей бунинского. А вот
слог доходчивей, теплей, стремительней
В этой тайной доступности – секрет
любви читателя к Куприну»
Слайд 9

Причины эмиграции 1918-1919 - работа в типографии Горького «Всемирная литература». главный

Причины эмиграции

1918-1919 - работа в типографии Горького
«Всемирная литература».
главный редактор

газеты, издаваемой штабом
белой армии Юденича
(возмущен жестокостью режима большевиков)
октябрь 1919 – эмиграция – 17 лет
повесть «Жанета»
повесть «Юнкера»
«Юнкера» – это мое завещание молодежи»
Слайд 10

Несладкая жизнь Куприн о жизни на чужбине: «Жилось ужасно, круто, так

Несладкая жизнь

Куприн о жизни на чужбине:
«Жилось ужасно, круто, так

круто, как никогда.
Я не скажу никогда, не смею сказать – хуже, чем
в Совдепии, ибо это несравнимо. Там была моя
личность уничтожена, она уничтожена и здесь.
Но там я стоял крепко двумя ногами на моей
земле. Здесь я чужой, из милости, с протянутой
рукой…
И вот уже месяц ни слова по-русски. Ощущение
такое, будто бы у меня рот заплесневел»
Слайд 11

Париж и Москва Куприн о родине: «Даже цветы на родине пахнут

Париж и Москва

Куприн о родине:
«Даже цветы на родине пахнут по-иному.

Их
аромат более сильный, более приятный, чем
за границей. Говорят, что у нас почва жирнее и
плодороднее. Может быть. Во всяком случае на
родине все лучше!»
«Мне нельзя без России. Я дошел до того,
что не могу спокойно написать письма туда,
ком в горле».
Слайд 12

«Шестое чувство» «Человек обладает 5-ю чувствами. Но есть еще 6-ое чувство

«Шестое чувство»

«Человек обладает 5-ю чувствами. Но есть
еще 6-ое чувство –

родина. Оно необъяснимое.
Особое, тонкое, не всякому доступное. Любовь
к родине в самой примитивной форме – в образе
ностальгии, болезни, от которой умирают
дикари и чахнут обезьяны. Это хроническая
болезнь: потребность – побывать в городе,
потолкаться, понюхать… Молчаливая, тупая
скорбь…»
«Я готов пойти домой (в Москву) пешком»
Слайд 13

Возвращение. Красный или белый май 1937 г. Москва – возвращение на

Возвращение. Красный или белый

май 1937 г. Москва – возвращение на

Родину.
спустя полтора года – смерть 1938 г.
Торжественно внесен в пантеон русской
литературы – а он ни красный, ни белый
ОБЩЕПЛАНЕТАРНЫЙ
«День человека нашей эпохи – сплошная
судорога. Летят, говорят, любят, думают
как-то мимоходом. Нервы обострились, времени
не хватает. Скорее, еще скорее. И как много
эта жизнь, выиграв в скорости, потеряла в
красоте и невинной радости…»
Слайд 14

Грустный взгляд в будущее «Человечество погрузится в тихий, послушный, желудочно-половой идиотизм»

Грустный взгляд в будущее

«Человечество погрузится в тихий, послушный,
желудочно-половой

идиотизм» (1922 г. «Утро»)
«Люди в наше время разучились любить. Не
вижу настоящей любви. Лет через 30 женщины
займут в мире неслыханную власть, они будут
попирать нас, мужчин, и все оттого, что мы
целыми поколениями не умели благоговеть
перед любовью. Не женщина виновата в том,
что любовь приняла такие пошлые формы.
Виноваты мужчины, с цыплячьими телами и
заячьими душами, неспособные к поступкам».
Слайд 15

Д/з: прочитать повесть

Д/з: прочитать повесть