Жизнь и творчество Н. Гумилева

Содержание

Слайд 2

Hиколай Степанович Гумилев pодился 3 (15) апpеля 1886 года в Кpонштадте,

Hиколай Степанович Гумилев
pодился 3 (15) апpеля 1886
года в Кpонштадте, в семье
коpабельного

вpача. И хотя
уже чеpез несколько лет отец
вышел в отставку и увез семью
в Цаpское Село, впечатления
pаннего детства, связанные с
моpем, коpаблями,
капитанами, мечты о
плаваниях в дальние стpаны,
заpодившиеся тогда, остались
с поэтом и пеpедались его геpоям
Слайд 3

В имении Гумилевых

В имении Гумилевых

Слайд 4

В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно

В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно

мучили головные боли, он плохо реагировал на шум. Со слов Анны Ахматовой («Труды и дни Н. Гумилева», т. II) своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в шесть лет.[4]
В Царскосельскую гимназию он поступил осенью 1894 года, однако проучившись всего лишь несколько месяцев, из-за болезни перешёл на домашнее обучение.[5]
Осенью 1895 года Гумилёвы переехали из Царского Села в Петербург, наняли квартиру в доме Шамина на углу Дегтярной и 3-й Рождественской улиц и в следующем году Николай Гумилёв стал учиться в гимназии Гуревича. В 1900 году у старшего брата Дмитрия (1884—1922) обнаружился туберкулез, и Гумилёвы уехали на Кавказ, в Тифлис. В связи с переездом Гумилёв поступил второй раз в IV класс, во 2-ю Тифлисскую гимназию, но через полгода, 5 января 1901 года, был переведён в 1-ю Тифлисскую мужскую гимназию.[4]Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва «Я в лес бежал из городов…»
Слайд 5

В 1903 году Гумилёвы возвратились в Царское Село и Н. Гумилёв

В 1903 году Гумилёвы возвратились в Царское Село и Н. Гумилёв в 1903

году вновь поступил в VII класс Царскосельской гимназии. Учился он плохо и однажды даже был на грани отчисления, но директор гимназии И. Ф. Анненский настоял на том, чтобы оставить ученика на второй год: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи». Весной 1906 года Николай Гумилёв всё-таки сдал выпускные экзамены и 30 мая получил аттестат зрелости за № 544, в котором значилась единственная пятерка по логике.
Слайд 6

В 1903 г. Гумилев поступил в седьмой класс Hиколаевской мужской гимназии.

В 1903 г. Гумилев поступил в седьмой класс Hиколаевской мужской гимназии.

Слайд 7

С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по

С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе, изучал

живопись — и много путешествовал. Побывал вИталии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В Сорбонне Гумилёв познакомился с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Эта мимолётная встреча через несколько лет сыграла роковую роль в судьбе поэта.
Слайд 8

В 1908 году Гумилёв издал сборник «Романтические цветы». На деньги, полученные

В 1908 году Гумилёв издал сборник «Романтические цветы». На деньги, полученные за сборник,

а также на скопленные средства родителей, он отправляется во второе путешествие.
Прибыл в Синоп, где 4 дня пришлось стоять на карантине, оттуда в Стамбул. После Турции Гумилёв посетил Грецию, затем отправился в Египет, где и посетил Эзбикие. В Каире у путешественника неожиданно кончились деньги, и он вынужден был поехать обратно. 29 ноября[уточнить] он вновь был в Петербурге.
Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.
Слайд 9

В 1911 году написана пьеса-импpовизация в стихах из жизни Испании XIII

В 1911 году написана пьеса-импpовизация в стихах из жизни Испании XIII

века - "Любовь-отpавительница", паpодия на дуpную истоpическую литеpатуpу. К кpужку "Аполлона" Гумилев пpинадлежал с пеpвого pедакционного собpания 9 мая 1909 года, а чуть позже там оpганизовалось и Общество pевнителей художественного слова. В литеpатуpном объединении "Цех поэтов" главным из "синдиков"-веpоучителей Гумилев тоже был с самого начала - с 1911 года (в 1913 году члены поэтического "цеха" стали называть себя акмеистами). Пеpвое опубликованное дpаматическое пpоизведение Гумилева оказалось и первым поставленным на сцене. "Дон Жуан в Египте" игpал петеpбуpжский Тpоицкий театp весной 1913 года.
Слайд 10

Писал на фpонте четыpехактную дpаматическую поэму "Гондoла", для завеpшения котоpой в

Писал на фpонте четыpехактную дpаматическую поэму "Гондoла", для завеpшения котоpой в

1916 году взял отпуск из 5-го Александpийского гусаpского полка (пеpейдя туда из лейб-гваpдии уланского) и отпpавился в Массандpу. В 1916 году напечатана пpоза Гумилева "Афpиканская охота (Из путевого дневника)".
Слайд 11

Вскоpе после февpаля 1917 года, весной, он получил военную командиpовку в

Вскоpе после февpаля 1917 года, весной, он получил военную командиpовку в

Салоники, пpобиpался туда чеpез Швецию, Hоpвегию, Англию, Фpанцию, но в Паpиже застpял. Там и пpеpвалась его военная служба. В Россию веpнулся в апpеле 1918 года с пьесой "Отpавленная туника". Сpазу же вошел в pаботу Репеpтуаpной секции пpи Театpальном отделе Hаpкомпpосса, котоpая обpазовалась в маpте 1918 года. Кpоме "Отpавленной туники" Гумилев дал секции истоpических каpтин пьесу "Охота на носоpога", двухактное пpедставление по хpонике Шекспиpа "Фальстаф", сценаpий массового действия "Завоевание Мексики" и дp.
Слайд 12

Вскоpе после февpаля 1917 года, весной, он получил военную командиpовку в

Вскоpе после февpаля 1917 года, весной, он получил военную командиpовку в

Салоники, пpобиpался туда чеpез Швецию, Hоpвегию, Англию, Фpанцию, но в Паpиже застpял. Там и пpеpвалась его военная служба. В Россию веpнулся в апpеле 1918 года с пьесой "Отpавленная туника". Сpазу же вошел в pаботу Репеpтуаpной секции пpи Театpальном отделе Hаpкомпpосса, котоpая обpазовалась в маpте 1918 года. Кpоме "Отpавленной туники" Гумилев дал секции истоpических каpтин пьесу "Охота на носоpога", двухактное пpедставление по хpонике Шекспиpа "Фальстаф", сценаpий массового действия "Завоевание Мексики" и дp.
Слайд 13

Мемориальная доска в Калининграде 3 августа 1921 года Гумилёв был арестован

Мемориальная доска в Калининграде

3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению

в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян.
Слайд 14

Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков –

Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков –

трагедия нашего народа. Он погиб на взлете лет, еще не достигнув пушкинского возраста.
Для нас он оставил уникальное наследие – свои стихи.
Слайд 15

ЧАСТЬ 2 Любовь в жизни и творчестве Николая Гумилева

ЧАСТЬ 2

Любовь в жизни и творчестве Николая Гумилева

Слайд 16

Встреча Гумилева с Анной Горенко послужила для него причиной огромного душевного

Встреча Гумилева с Анной Горенко послужила для него причиной огромного душевного

страдания. Однако именно Анна стала для него на несколько лет источником вдохновения. Именно ее образ, её поступки диктовали Гумилеву то светлые и радостные, то печальные и горькие, но в обоих случаях бессмертные строки в его творчестве.
Слайд 17

Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о

вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и сметена
О тебе, о тебе, о тебе!
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой темной судьбе
Ты — крылатый призыв к вышине .
Слайд 18

В раннем поэтическом творчестве Ани была целая кипа стихов посвященных Коле

В раннем поэтическом творчестве Ани была целая кипа стихов посвященных Коле

Гумилеву, которые потом она уничтожила. Позднее она вспоминала эти строки.
«В ремешках пенал и книги были, Возвращалась я домой из школы. Эти липы, верно, не забыли  Нашу встречу, мальчик мой веселый. Только ставши лебедем надменным, Изменился старый лебеденок. А на жизнь мою лучом нетленным Грусть легла, и голос мой не звонок».
Слайд 19

В душе Анны Горенко происходят, какие-то непонятные коллизии. В письмах к

В душе Анны Горенко происходят, какие-то непонятные коллизии. В письмах к

друзьям она то насмехается над Гумилевым, то пишет, что готова выйти за него замуж, то признается в своей страстной любви к нему, о чем, конечно, ничего не сообщает Гумилеву. Однако, когда, в начале мая 1907 года Гумилев приезжает в Россию, она снова отказывается выйти за него замуж
Слайд 20

Летом 1907 года в Севастополе Гумилев уже в третий раз делает

Летом 1907 года в Севастополе Гумилев уже в третий раз делает

предложение Горенко, но снова получает отказ. Он возвращается во Францию. Страдая от неразделенной любви и от ревности к неведомому сопернику, он трижды предпринимает попытки покончить с собой. Но, к счастью, неудачно.
Слайд 21

«Узнав от брата о попытках Гумилева покончить с собой, она смягчается

«Узнав от брата о попытках Гумилева покончить с собой, она смягчается

и посылает ему телеграмму, в которой он должен понять, что у него ещё остались шансы на взаимные чувства. 20 апреля 1908 года Гумилев снова приезжает в Севастополь увидеться с Аней, но девушка продолжает свою коварную политику нерешительного отказа, несогласия на брак».
Узнав, что у неё появилась соперница, Горенко меняет свое поведение, прекращает шестилетнюю игру и дает согласие на брак.
Слайд 22

Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал

Я взял не жену, а колдунью.
Я думал — забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую

птицу-певунью.
Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, — и хочет топиться.
Слайд 23

Бракосочетание состоялось 25 апреля 1910 года, в маленькой Никольской церкви Черниговской

Бракосочетание состоялось 25 апреля 1910 года, в маленькой Никольской церкви Черниговской

губернии. Затем молодые поехали провести свой медовый месяц в Париж. Во время этого путешествия Гумилев осознал, как они далеки друг от друга. Гумилев в душе был путешественником, а его жена путешествия ненавидела и не позволяла мужу о них говорить. Гумилев начал воспитывать поэтический вкус жены. Она самодовольно спорила с ним, но потом, действительно уничтожила все, что было написано ею ранее. Под влиянием мужа она выросла в знаменитую поэтессу Анну Ахматову.
Слайд 24

ЧАСТЬ 3 Женские образы в лирике Гумилева.

ЧАСТЬ 3

Женские образы в лирике Гумилева.

Слайд 25

Вяч.Вс.Иванов говорит, имея в виду именно женский образ, о приближенности поэзии

Вяч.Вс.Иванов говорит, имея в виду именно женский образ, о приближенности поэзии

Гумилева к блоковской традиции: «В канцонах и примыкающих к ним по образности и теме стихотворениях Гумилев ближе всего к традиции Блока; он, по сути, приближается к воспеванию не просто женщины, а Дантовской Беатриче, Вечной женственности... [о стихотворении “Я сам над собой надсмеялся»]
Слайд 26

Женский образ у Гумилева основан именно на глубоком осмыслении бытия, и

Женский образ у Гумилева основан именно на глубоком осмыслении бытия, и

его «смысловая глубина» для автора образа заложена в реальности.
Слайд 27

Женский образ включает образ лирического героя в систему отношений «поэт —

Женский образ включает образ лирического героя в систему отношений «поэт —

земной человек» — «принадлежащая высшему миру женщина».
И строки говорят о значимости героини в судьбе человечества и мира:

И когда золотой серафим
Протрубит, что исполнился срок,
Мы поднимем тогда перед ним,
Как защиту, твой белый платок…

Слайд 28

Последняя часть стихотворения «Канцона третья» посвящена образу женщины, одновременно принадлежащей к

Последняя часть стихотворения «Канцона третья» посвящена образу женщины, одновременно принадлежащей

к высшему миру:
Тогда я воскликну: «Где же
Ты, созданная из огня?
Ты видишь, взоры все те же,
Все та же песнь у меня!..»
и тесно психологически связанной с лирическим героем:
Делюсь я с тобою властью,
Слуга твоей красоты,
За то, что полное счастье,
Последнее счастье — ты!
Слайд 29

Я знаю веселые сказки таинственных стран, Про черную деву, про страсть

Я знаю веселые сказки таинственных стран,
Про черную деву, про

страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты слышать не хочешь чего-нибудь, кроме дождя. ( «Жираф»)
Лирический герой оказывается бессилен перед миром женщины, не только она не слышит, о чем он говорит, но и ему непонятны ее переживания.
Женщина тоньше и глубже его.
Слайд 30

Мир женщины обладает ценностью, непонятной герою, он остается для него закрытым

Мир женщины обладает ценностью, непонятной герою, он остается для него закрытым

пространством, недоступной загадкой. «Тайное» оказывается принадлежащим не романтизированному пространству далеких стран, а именно миру героини.
Слайд 31

Для поэзии Гумилева характерно отрицание мира тайны и одновременное понимание истинности,

Для поэзии Гумилева характерно отрицание мира тайны и одновременное понимание

истинности, притягательности и недоступности этого мира. Лирический герой, как правило, находится за пределами «тайного» мира. Этот непостижимый и закрытый от героя мир связан с женским образом. Как правило, именно она, а не он причастна тайне.
Слайд 32

Осмысление женского образа как чего-то серьезного и настоящего и одновременно игрушечного,

Осмысление женского образа как чего-то серьезного и настоящего и одновременно

игрушечного, ненастоящего, характерно для разных стихотворений.

В полутемном строгом зале
Пели скрипки, вы плясали,
Группы бабочек и лилий
На шелку зеленоватом
Как живые говорили
С электрическим закатом.
И ложилась тень акаций
На полотна декораций («Сада-Якко»)

Слайд 33

В более позднем стихотворении — «Китайская девушка» — мир героини подчеркнуто

В более позднем стихотворении — «Китайская девушка» — мир героини

подчеркнуто ограничен, отделен от остального мира, который ей недоступен:
Голубая беседка
Посредине реки,
Как плетеная клетка,
Где живут мотыльки.

Пространство, в котором живет девушка, наполнено предметами, имитирующими настоящее, живое:
У меня же в темнице
Куст фарфоровых роз,
Металлической птицы
Блещет золотом хвост.

Слайд 34

В стихотворении»Отказ» женщина предстает перед нами в образе царицы: Она наклонялась

В стихотворении»Отказ» женщина предстает перед нами в образе царицы:

Она наклонялась

над сонно-вздыхающим морем,
И стан ее, стройный и гибкий, казался так тонок,
Он тайно стремился навстречу серебряным зорям.
Сбегающий сумрак. Какая-то крикнула птица,
И вот перед ней замелькали на влаге дельфины.
Чтоб плыть к бирюзовым владеньям влюбленного принца,
Они предлагали свои глянцевитые спины .
Слайд 35

Вывод: Лирический герой и героиня у Гумилева, как правило, находятся в

Вывод:

Лирический герой и героиня у Гумилева, как правило, находятся в разных

мирах, принадлежат к разным бытийным пространствам. При этом «ценным» оказывается именно пространство героя, а не героини. Граница между настоящим и ненастоящим нередко проведена довольно четко — это живая боль. Боль или горе часто осознаются автором как критерии живой жизни.