Жизненный и творческий путь Александра Николаевича Островского

Содержание

Слайд 2

План Начало творческого пути писателя. Характер его пьес. Драматургия Островского. Особенности

План

Начало творческого пути писателя. Характер его пьес.
Драматургия Островского. Особенности создания

персонажей.
Основные черты мировоззрения и методов их развития в соответствии с развитием литературы и общества.
Значение творчества Островского – драматурга.
Слайд 3

Литература Ревякин А. И. Жизнь и творчество Островского. М., 1978. Холодов

Литература

Ревякин А. И. Жизнь и творчество Островского. М., 1978.
Холодов Е. Драматург

на все времена. М., 1975.
Лобанова Островский. М., 1979.
Журавлева А. И. А. Н. Островский – комедиограф. М., 1981.
Лакшин В. Александр Николаевич Островский. М., 1982.
Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр Островского. М., 1986.
Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской литературе. Л., 1990.
Слайд 4

1823-1886 годы жизни. Начало творческого пути - 40-е гг. Печатался в

1823-1886 годы жизни.
Начало творческого пути - 40-е гг.
Печатался в

«Современнике» и «Отечественных записках».
Своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене.
Слайд 5

Круг тем будущего творчества О соотношении прогресса и силы косности, онемелости

Круг тем будущего творчества

О соотношении прогресса и силы косности, онемелости

в жизни целых слоев русского общества и отдельных его представителей;
о просвещении подлинном и мнимом;
о живых традициях и омертвелых стереотипах быта.
Слайд 6

«Записки Замоскворецкого жителя» (1847 г.) Предметом изображения будет определенная часть быта,

«Записки Замоскворецкого жителя» (1847 г.)

Предметом изображения будет определенная часть быта,

ограниченная от остального мира территориально (Москвой-рекой) и отгороженная консервативной замкнутостью своего уклада.
Соотношения в этом замкнутом мире традиционности, устойчивости бытия и деятельного начала, тенденции развития.
Проявляет особый интерес к массовой психологии и мировоззрению целой общественной среды.
Слайд 7

«Свои люди – сочтемся!» В центре комедии образ купца Большова. Богатство,

«Свои люди – сочтемся!»

В центре комедии образ купца Большова. Богатство, нажива

ставятся им превыше всего. Перед блеском золота, отступают у него совесть, честь и религия. В его образе воплощены типичные черты торгово-промышленной среды.
Слайд 8

Период сотрудничества с журналом «Москвитянин» Усиливается интерес к фольклору. В пьесе

Период сотрудничества с журналом «Москвитянин»

Усиливается интерес к фольклору.
В пьесе

«Бедность не порок» («Не так живи, как хочется») ощутима тенденция старых традиций семьи и быта.
Слайд 9

Сближение с «Современником» Первая пьеса – «В чужом пиру похмелье» (1856г.).

Сближение с «Современником»

Первая пьеса – «В чужом пиру похмелье» (1856г.).


Пьеса приобрела социально-обличительное звучание.
«Гроза», «Лес», «Правда хорошо, а счастье – лучше, «Таланты и поклонники» и др.
Слайд 10

Основные образы – это образы больших человеческих страстей. В них сквозь

Основные образы – это образы больших человеческих страстей. В них сквозь

социально-типическую, конкретно-историческую классовую сущность очень часто ярко просвечивает общенародное и общечеловеческое.
Слайд 11

Многие персонажи Островского стали нарицательными: Подхалюзин («Свои люди – сочтемся»); Кабаниха

Многие персонажи Островского стали нарицательными:
Подхалюзин («Свои люди –

сочтемся»);
Кабаниха («Гроза»);
Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»);
Грабоев и Хлынов («Горячее сердце»),
Милонов, Бодаев («Лес»);
Кнуров («Бесприданница»).
Слайд 12

«Гроза» Социально-бытовая драма, где конфликт доведен до трагической развязки. В героине

«Гроза»

Социально-бытовая драма, где конфликт доведен до трагической развязки.
В героине борются два

начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины.
Слайд 13

«Бесприданница» «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в

«Бесприданница»

«Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе

слушателей были лица, и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
Слайд 14

В произведении изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, драмы. В дворянско-купеческой

В произведении изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, драмы. В дворянско-купеческой

среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам горячего сердца.
Слайд 15

Лариса Огудалова — это не простая девушка из мещанской среды. Она

Лариса Огудалова — это не простая девушка из мещанской среды.

Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений.
Слайд 16

Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором

Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в

котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли.
Слайд 17

Пьеса написана через 20 лет после «Грозы» и через 10 лет

Пьеса написана через 20 лет после «Грозы» и через 10 лет

после «Горячего сердца».
Показано, что в условиях капитализма человек становиться предметом купли-продажи.
Слайд 18

В царстве эгоистического расчета стремление к счастью и любви духовно целостной

В царстве эгоистического расчета стремление к счастью и любви духовно целостной

и доверчивой Ларисы обречено. Трагизм ее положения обусловлен несчастной любовью к Паратову. Уже с первых страниц намечен конфликт Ларисы со средой, в которой она живет.
Слайд 19

«Снегурочка» Герои сказки живут в царстве Берендея. Это люди труда, великодушного

«Снегурочка»

Герои сказки живут в царстве Берендея. Это люди труда, великодушного сердца,

моральной чистоты и чуткости. Самое высокое в том царстве - правда, чистота, искренность, верность долгу. Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости.
«Снегурочка» - является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности.