Золотое сечение в искусстве

Содержание

Слайд 2

Золотое сечение – гармоническая пропорция В математике пропорцией (лат. proportio) называют

Золотое сечение – гармоническая пропорция

В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство

двух отношений:
a : b = c : d.
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:
на две равные части – АВ : АС = АВ : ВС;
на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);
таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС.
Слайд 3

Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и

Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и

среднем отношении.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a : b = b : c или с : b = b : а.
Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют

Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют

угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.
Слайд 11

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход

Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.
Слайд 12

Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи

Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи

геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.

Динамические прямоугольники

Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления.
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.

Слайд 13

Примеры золотого сечения в древнегреческом искусстве

Примеры золотого сечения в древнегреческом искусстве

Слайд 14

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках

обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.

Античный циркуль золотого сечения

В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается геометрическое построение золотого деления После Евклида исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам «Начал» Евклида. Переводчик Дж. Кампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.

Слайд 15

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и

художников. Особенно это проявилось в архитектуре Леонардо да Винчи, художник и ученый. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли. Его считают творцом начертательной геометрии.

В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

Леонардо да Винчи дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.

Слайд 16

Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m, рядом откладываем отрезок

Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m, рядом откладываем отрезок

M. На основании этих двух отрезков выстраиваем шкалу отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов

В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон. Вновь обратили внимание на золотое сечение в середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования» и «Математическая эстетика».

Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон.

Слайд 17

Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского

Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского

тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.

Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону.

Слайд 18

Ряд Фибоначчи С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского

Ряд Фибоначчи
С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика

монаха Леонардо, более известного под именем Фибоначчи. Он много путешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами. В 1202 г вышел в свет его математический труд «Книга об абаке». Одна из задач гласила «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится». Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:

Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Так, 21 : 34 = 0,617, а 34 : 55 = 0,618. Это отношение обозначается символом Ф. Только это отношение – 0,618 : 0,382 – дает непрерывное деление отрезка прямой в золотой пропорции, увеличение его или уменьшение до бесконечности, когда меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Слайд 19

Обобщенное золотое сечение Ряд Фибоначчи мог бы остаться только математическим казусом,

Обобщенное золотое сечение
Ряд Фибоначчи мог бы остаться только математическим казусом, если

бы не то обстоятельство, что все исследователи золотого деления в растительном и в животном мире, не говоря уже об искусстве, неизменно приходили к этому ряду как арифметическому выражению закона золотого деления.

При S = 0 из этой формулы мы получим «двоичный» ряд, при S = 1 – ряд Фибоначчи, при S = 2, 3, 4. новые ряды чисел, которые получили название S-чисел Фибоначчи.В общем виде золотая S-пропорция есть положительный корень уравнения золотого S-сечения xS+1 – xS – 1 = 0.

Зададимся числовым параметром S, который может принимать любые значения: 0, 1, 2, 3, 4, 5... Рассмотрим числовой ряд, S + 1 первых членов которого – единицы, а каждый из последующих равен сумме двух членов предыдущего и отстоящего от предыдущего на S шагов. Если n-й член этого ряда мы обозначим через φS (n), то получим общую формулу
φS (n) = φS (n – 1) + φS (n – S – 1).
Принципы формообразования в природе
Все, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло, стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали.

Слайд 20

Раковина закручена по спирали. Если ее развернуть, то получается длина, немного

Раковина закручена по спирали. Если ее развернуть, то получается длина, немного

уступающая длине змеи. Небольшая десятисантиметровая раковина имеет спираль длиной 35 см. Спирали очень распространены в природе. Представление о золотом сечении будет неполным, если не сказать о спирали.

Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно.

Слайд 21

Ученые подчеркивал тенденцию природы к спиральности. Винтообразное и спиралевидное расположение листьев

Ученые подчеркивал тенденцию природы к спиральности. Винтообразное и спиралевидное расположение листьев

на ветках деревьев подметили давно. Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д. Выяснилось, что в расположении листьев на ветке -семян подсолнечника, шишек сосны проявляет себя ряд Фибоначчи и проявляет себя закон золотого сечения. Паук плетет паутину спиралеобразно. Спиралью закручивается ураган. Испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали. Молекула ДНК закручена двойной спиралью

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

Слайд 22

И в растительном, и в животном мире настойчиво пробивается формообразующая тенденция

И в растительном, и в животном мире настойчиво пробивается формообразующая тенденция

природы – симметрия относительно направления роста и движения. Здесь золотое сечение проявляется в пропорциях частей перпендикулярно к направлению роста. Природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. В частях проявляется повторение строения целого.

Золотое деление это проявление чего-то противоположного симметрии. Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. В науку о симметрии вошли такие понятия, как статическая и динамическая симметрия. Статическая симметрия характеризует покой, равновесие, а динамическая – движение, рост. Так, в природе статическая симметрия представлена строением кристаллов, а в искусстве характеризует покой, равновесие и неподвижность. Динамическая симметрия выражает активность, характеризует движение, развитие, ритм, она – свидетельство жизни. Статической симметрии свойственны равные отрезки, равные величины. Динамической симметрии свойственно увеличение отрезков или их уменьшение, и оно выражается в величинах золотого сечения возрастающего или убывающего ряда.

Золотые пропорции резного листа герани (пеларгонии). Построение: 1) С помощью масштабного графика строим ∆ АВС, где АВ/АС=1,62. 2) Строим ∆ CKL, где CO/KL= 1,62. 3) Из точки С делаем дугу радиуса АВ. 4) Продолжаем СК и СD до точек Е и F. Получаем CD/EF=1,62; AB/CD=1,62; EF/BF=1,62

Слайд 23

Золотой прямоугольник Стороны Золотого прямоугольника находятся в пропорции 1.618 к 1.

Золотой прямоугольник
Стороны Золотого прямоугольника находятся в пропорции 1.618 к 1.

Чтобы построить Золотой прямоугольник, начните с квадрата со сторонами в 2 единицы и проведите линию от середины одной из его сторон к одному из углов у противоположной стороны, как показано на рис.

Золотая спираль
Золотой прямоугольник можно использовать для построения Золотой спирали. Любой Золотой прямоугольник, можно разделить на квадрат и меньший Золотой прямоугольник. Этот процесс теоретически можно продолжать до бесконечности. Эти получающиеся прямоугольники, скручиваются внутрь, промаркированы A, B, C, D, E, F и G.

Слайд 24

Пунктирные линии, которые сами находятся в золотом соотношении одна к другой,

Пунктирные линии, которые сами находятся в золотом соотношении одна к другой,

рассекают прямоугольники по диагонали и точно обозначают теоретический центр скручивающихся квадратов. Из центральной точки начертите спираль, соединяя точки пересечения каждого скручивающегося квадрата в порядке возрастания размера. Так как квадраты скручиваются внутрь и наружу, их точки соединения выписывают Золотую спираль.
Слайд 25

Слайд 26

Особенности «вавилонов", найденные в археологических раскопках, и описанные Б.А. Рыбаковым.

Особенности «вавилонов", найденные в археологических раскопках, и описанные Б.А. Рыбаковым.

Слайд 27

Геометрическая система древнеруссских саженей

Геометрическая система древнеруссских саженей

Слайд 28

План церкви Успения в Старой Ладоге. Мерный ангел живого квадрата на плане церкви Успения [18]предлагаемого плана.

План церкви Успения в Старой Ладоге. Мерный ангел живого квадрата на

плане церкви Успения [18]предлагаемого плана.
Слайд 29

Примеры составления сеток золотого сечения студентами кафедры геммологии

Примеры составления сеток золотого сечения студентами кафедры геммологии

Слайд 30

Примеры сеток в эпохе Модерн

Примеры сеток в эпохе Модерн