Что такое соната

Содержание

Слайд 2

СОНАТА - это жанр камерной инструментальной музыки. 12.05.2020

СОНАТА - это жанр камерной инструментальной музыки.

12.05.2020

Слайд 3

Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать».

Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Впервые

так стали называть свои произведения итальянские композиторы XVI в. И тогда сонатами называли любую инструментальную музыку.  

12.05.2020

Италия 16 века.

Слайд 4

В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты

В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты

разделились на два вида: церковные и камерные сонаты. Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения. «Камерные сонаты» - это сонаты, которые исполняли на концертах один или два инструмента. 

12.05.2020

Слайд 5

В это время первенствующее значение приобрела соната для сольного инструмента с

 В это время первенствующее значение приобрела соната для сольного инструмента с

сопровождением, в первую очередь для скрипки. В XVII— XVIII вв. скрипичные сонаты сочиняют крупнейшие итальянские композиторы — А. Корелли, А. Вивальди. Клавишный инструмент выполнял в них аккомпанирующую функцию. 

12.05.2020

Слайд 6

18 век. Г. Ф. Гендель и особенно И. С. Бах уже

18 век. Г. Ф. Гендель и особенно И. С. Бах уже

создают сонаты для клавишного инструмента. К этому времени соната оформилась как многочастная инструментальная пьеса с богатым образно-эмоциональным содержанием. 

12.05.2020

Георг Фридрих Гендель Иоганн Себастьян Бах

Слайд 7

С конца XVIII в. на первый план по своему значению выдвигается

С конца XVIII в. на первый план по своему значению выдвигается

фортепьянная соната. Фортепьяно пришло на смену клавесину и принесло с собой все богатство оттенков громкой и тихой игры.

12.05.2020

Слайд 8

Все эти качества с особой силой проявились в фортепьянных сонатах Л.

Все эти качества с особой силой проявились в фортепьянных сонатах Л.

Бетховена, хотя многое в этом направлении сделали его предшественники — Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. Клементи.

12.05.2020

Франц Йозеф Гайдн Вольфганг Амадей Моцарт Муцио Клементи
более 50 сонат 17 сонат 160 (!) сонат

Слайд 9

В отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен никогда не обращался к

В отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен никогда не обращался к

клавесину, признавая только фортепиано. Он придал сонатам симфонический размах («Аврора», «Аппассионата»). В общей сложности им написано 53 сонаты для ф-но и разных ансамблей.

12.05.2020

Слайд 10

Композиторы-романтики Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, И.Брамс в своих сонатах по-новому раскрыли

Композиторы-романтики Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, И.Брамс в своих сонатах по-новому раскрыли

беспокойный, мятежный, изменчивый внутренний мир человека. 

12.05.2020

Франц Шуберт Роберт Шуман Фредерик Шопен Ференц Лист

Слайд 11

Наибольшее количество сонат написано в 3 частях, но встречаются сонаты 2-хчастные

Наибольшее количество сонат написано в 3 частях, но встречаются сонаты 2-хчастные

и 4-хчастные. Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью.

12.05.2020

Слайд 12

Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы

Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы

эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт. 

12.05.2020

Слайд 13

В русской музыке фортепьянная соната достигает своего расцвета в конце XIX

В русской музыке фортепьянная соната достигает своего расцвета в конце XIX

— начале XX в. (П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.)

12.05.2020

П.И.Чайковский Сергей Рахманинов Александр Скрябин

Слайд 14

Сонаты для самых разных инструментов создали композиторы XX века С. Прокофьев,

Сонаты для самых разных инструментов создали композиторы XX века С. Прокофьев, Д.

Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Р. Щедрин и другие. Все более сложными и разнообразными становятся в них и музыкальный язык, и принципы построения, и содержание. 

12.05.2020

С. Прокофьев Д. Шостакович А. Хачатурян Д. Кабалевский