Диалог времен в музыке А.Г. Шнитке

Содержание

Слайд 2

Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (1934—1998) советский и немецкий композитор, педагог и музыковед.

Альфре́д Га́рриевич Шни́тке
(1934—1998)
советский и немецкий композитор, педагог и музыковед.
Автор

4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.
Слайд 3

«СЮИТА В СТАРИННОМ СТИЛЕ» 1972г. (для скрипки и фортепиано)

«СЮИТА
В
СТАРИННОМ СТИЛЕ» 1972г.
(для скрипки и фортепиано)

Слайд 4

ВСПОМНИМ, ЧТО ТАКОЕ СЮИТА

ВСПОМНИМ, ЧТО ТАКОЕ
СЮИТА

Слайд 5

Слайд 6

Альфред Шнитке – крупнейший композитор XX века, вошедший в разряд классиков

Альфред Шнитке – крупнейший композитор XX века, вошедший в разряд классиков

на столетия. У него был дар, пребывая в ограниченных рамках реальной современности, мыслить столетиями времени назад и вперед.
Слайд 7

«Сюита в старинном стиле» А.Шнитке включает в себя пять частей, каждая

«Сюита в старинном стиле» А.Шнитке включает в себя пять частей, каждая

из которых имеет своё
название:
«Пастораль»
«Балет»
«Менуэт»
«Фуга»
«Пантомима».
Слайд 8

Все части мастерски стилизованы под музыку эпохи барокко. Они представляют собой

Все части мастерски стилизованы под музыку эпохи барокко. Они представляют собой

разные по характеру пьесы и предстают перед слушателями в виде своеобразного колоритного спектакля «инструментального театра».
Этот оригинальный жанр появился в академической музыке во второй половине XX века и представлял собой театральное действо, разыгрываемое не актёрами, а музицирующими инструментами. В данном случае скрипка и фортепиано, как настоящие персонажи, между собой соревнуются, спорят и даже бранятся.
Существуют инструментальные переложения музыки «Сюиты» для различных составов инструментов.
Слайд 9

1-я часть – «Пастораль» музыка звучит спокойно и безмятежно в жанре старинного итальянского танца сицилианы

1-я часть – «Пастораль»
музыка звучит спокойно и безмятежно в жанре старинного

итальянского танца сицилианы
Слайд 10

2-я часть – «Балет» Автор затевает своего рода соревнование, в котором

2-я часть – «Балет»
Автор затевает своего рода соревнование, в котором изначально

строго распределяет роли. Персонажем, удостоенным авансцены, разумеется, становится скрипка, а фортепиано, повторяя за ней тематический материал, лишь оттеняет солирующий инструмент.
Слайд 11

3- я часть – «Менуэт» Музыка по характеру – спокойная, созерцательно-элегическая,

3- я часть – «Менуэт»
Музыка по характеру –
спокойная, созерцательно-элегическая, звучит

как романс, в котором скрипка исполняет роль вокалиста, а фортепиано – аккомпаниатора.
Слайд 12

4-я часть – «Фуга» вновь демонстрируется соревнование между двумя инструментами. Тема

4-я часть – «Фуга»
вновь демонстрируется соревнование между двумя инструментами. Тема изначально

звучит во вступительной части, исполняемой фортепиано, а затем переходит в партию скрипки. Композитор попеременно выводит то один персонаж – инструмент, то другой, тем самым постоянно поддерживает дух их соперничества.
Слайд 13

5-я часть – «Пантомима» автор подводит итог всему тому, что происходило

5-я часть – «Пантомима»
автор подводит итог всему тому, что происходило в

сюите ранее. Композитор органично соединяет и чередует сцены красочного представления, разыгранного ранее двумя персонажами – исполнителями: скрипкой и фортепиано.
Слайд 14

Музыка А.Шнитке получила широчайшее международное признание. Его произведения исполняли крупнейшие оркестры

Музыка А.Шнитке получила широчайшее международное признание.
Его произведения исполняли крупнейшие оркестры

Европы и США под управлением величайших дирижеров современности.