Интервалы в музыке

Содержание

Слайд 2

Обозначение термина Интервал представляет собой сочетание 2 нот, имеющих звуковысотное отличие.

Обозначение термина

Интервал представляет собой сочетание 2 нот, имеющих звуковысотное отличие.
Последовательность при

воспроизведении обнаруживает мелодический интервал. Одновременность нажатия демонстрирует гармонический.
Слайд 3

Минимальными единицами вычисления в интервальной системе принято считать полутона и тоны.

Минимальными единицами вычисления в интервальной системе принято считать полутона и тоны.
Полутон

является наименьшим интервальным значением при темперированном строе (если строй не темперирован, то возможны и более мелкие интервалы, такие как четверть тона и т.д.) Он представляет собой перемещение на одну соседнюю клавишу вверх или вниз. 
Более крупной единицей изменения при движении вверх или вниз является тон. Одна единица включает два полутона. 
Слайд 4

Пример 1 Если изначально была нажата нота «До», то полутоном к

Пример 1
Если изначально была нажата нота «До», то полутоном к ней

вверх будет нота «До-диез», если необходимо найти полутон вниз от той же ноты, то это будет «Си».
На приведенном ниже изображении показаны полутона от нот вверх и вниз.
Слайд 5

Пример 2 От ноты «До», тон вверх будет вместе с нотой

Пример 2
От ноты «До», тон вверх будет вместе с нотой «Ре»,

тон вниз «Си-бемоль» и так далее.
Слайд 6

Для лучшего усвоения полутонов и тонов проведем аналогию: вся клавиатура –

Для лучшего усвоения полутонов и тонов проведем аналогию: вся клавиатура –

это большой путь, который требуется пройти. Один шаг на следующую клавишу – это полутон. Шаг через клавишу – тон. В данном случае воспринимаются все клавиши, как белые, так и черные.   
Слайд 7

Упражнение 1 Необходимо правильно определить единицу измерения.

Упражнение 1

Необходимо правильно определить единицу измерения.

Слайд 8

Две важные характеристики интервалов: Количественная – количество ступеней. Качественная – количество

Две важные характеристики интервалов:

Количественная – количество ступеней.   
Качественная – количество полутонов

тонов. В диатонике различают: чистые, большие и малые.
Именно при помощи данных величин можно говорить об интервальных категориях.
Слайд 9

Слайд 10

Упражнение 2 Определите интервалы, изображенные на клавиатуре, используя знания, изложенные выше.

Упражнение 2
Определите интервалы, изображенные на клавиатуре, используя знания, изложенные выше.

Слайд 11

Пример 3. Интервалы на клавиатуре

Пример 3.
Интервалы на клавиатуре

Слайд 12

Упражнение 3 Определите интервал, изображенный нотами, без помощи таблицы.

Упражнение 3

Определите интервал, изображенный нотами,
без помощи таблицы.

Слайд 13

Обращение интервалов

Обращение интервалов

Слайд 14

D-Dur d-moll

D-Dur

d-moll

Слайд 15

Кроме простых, различают также составные интервалы. Их особенность заключается в том,

Кроме простых, различают также составные интервалы. Их особенность заключается в том,

что они состоят из двух простых интервалов. В таблице указаны составные интервалы в пределах двух октав:
Слайд 16

Слайд 17

Консонанс обозначает благозвучие. Звуки отлично гармонируют между собой. Звучание мягкое. Существует

Консонанс обозначает благозвучие. Звуки отлично гармонируют между собой. Звучание мягкое. Существует

три категории консонансов:
Абсолютные: ч1, ч8.   
Совершенные: ч4 и ч5.
Несовершенные: м3, б3, м6 и б6.
Диссонансы представляют собой категорию интервалов, имеющих непривычное для человеческого уха звучание. К диссонансам относятся малые и большие секунды и септимы, а также уменьшенные и увеличенные созвучия, в том числе тритон. 

Интервалы можно поделить на консонирующие
и диссонирующие.  

Слайд 18

Слайд 19

Энгармонизм Важным термином при изучении является энгармонизм. Энгармонические интервалы – это

Энгармонизм
Важным термином при изучении является энгармонизм. Энгармонические интервалы – это созвучия,

которые звучат одинаково, но отличаются при написании.
Пример 3
Слайд 20

Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить

Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить

обычные интервалы. Поэтому, если у вас имеются пробелы в практике, то срочно их ликвидируйте!
Слайд 21

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — это интервал

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — это интервал величиной в три

целых тона. К ним относятся: увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

ув.4

ум.5

Слайд 22

Где строятся тритоны

Где строятся тритоны

Слайд 23

Как разрешаются тритоны Увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются.

Как разрешаются тритоны

Увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются.


Неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув.4 всегда разрешается в сексту, а ум.5– в терцию.
Если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой.
Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Слайд 24

Разрешение тритонов в мажоре Разрешение тритонов в миноре

Разрешение тритонов в мажоре

Разрешение тритонов в миноре

Слайд 25

Характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре

Характерные интервалы —
это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и

миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются.
Слайд 26

Где строятся характерные интервалы

Где строятся характерные интервалы

Слайд 27

Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые.

Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые.

При этом неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый — уменьшается.

Как разрешаются
характерные интервалы

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Пение определенных интервалов не только позволяет улучшить слух, но и способствует

Пение определенных интервалов не только позволяет улучшить слух, но и способствует

улучшению координации голоса и развитию первичных вокальных навыков. Чтобы лучше запомнить на слух интервалы необходимо ежедневно петь следующие упражнения.
От определенной ноты необходимо петь все простые интервалы вверх на какой-то слог, затем вниз. Старайтесь петь в удобном вам регистре. Если у вас высокий голос, то не стоит давиться внизу, необходимо петь в верхних регистрах. Первый раз пойте вместе с инструментом, затем без него, проверьте точно ли вы исполняете созвучия. Так действуйте с каждым интервалом.

Сольфеджирование