Фольклор в музыке русских композиторов

Содержание

Слайд 2

Цели урока 1.Обучающая: познакомить с образами произведений программной инструментальной музыки, созданной

Цели урока

1.Обучающая: познакомить с образами произведений программной инструментальной музыки, созданной на

основе русских народных сказаний
2.Развивающая: развить интерес к национальному фольклору
3.Мотивационная: пробудить интерес к изучению национальной музыки.
Слайд 3

Задачи: 1.Приобщение к музыке, овладение культурой отношения к миру… 2.Воспитание потребности

Задачи:

1.Приобщение к музыке, овладение культурой отношения к миру…
2.Воспитание потребности общения с

музыкальным искусством, классическим и современным музыкальным наследием
3.Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства.
Слайд 4

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора» Зародившееся ещё в незапамятные времена устное народное

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»

 
Зародившееся ещё в незапамятные времена устное народное творчество, именуемое

фольклором, всегда привлекало русских композиторов, а потому былины, легенды, предания и сказки постоянно ложились в основу их замечательных произведений. Среди музыкальных мастеров, безгранично преклонявшихся перед созданными народом культурными ценностями, особенно выделялся Анатолий Константинович Лядов.  
Слайд 5

История создания Анатолий Константинович Лядов создал симфоническую картину «Кикимора», которую он

История создания

Анатолий Константинович Лядов создал симфоническую картину «Кикимора», которую он сам

назвал фантастическое скерцо, в 1909 году. В те же годы он впервые встал к дирижёрскому пульту и познакомился с меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.
Слайд 6

Сказания русского народа Так летом 1881 года, во время летнего отдыха,

Сказания русского народа

Так летом 1881 года, во время летнего отдыха, Анатолий

Константинович познакомился с трудом выдающегося русского этнографа Ивана Петровича Сахарова (1807-1863)«Сказания русского народа». Книга и некоторые из её героев, например мифологические персонажи «Кикимора» и «Баба-яга», так тронули воображение композитора, что он решил запечатлеть их в своих музыкальных творениях и даже сделал к ним эскизные рисунки.
Слайд 7

Рождение «Кикиморы» Анатолий Константинович в 1904 году написал «Бабу-Ягу» - первое

Рождение «Кикиморы»

Анатолий Константинович в 1904 году написал «Бабу-Ягу» - первое произведение

задуманного триптиха. Затем четыре года спустя, в конце 1908 года слушатели рукоплескали фантастическому «Волшебному озеру», а следующий 1909 год композитор посвятил созданию заключительного произведения, получившего название «Кикимора». Премьерное исполнение этой миниатюрной симфонической картины состоялось 12 декабря того же года. Оркестром дирижировал Александр Ильич Зилоти.
Слайд 8

Содержание «Кикиморы» Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной

Содержание «Кикиморы»

Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной картинкой».

Действительно, главная героиня данного сочинения, именуемая Кикиморой, является фольклорным мифологическим персонажем, а точнее: нечистью в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу, которую композитор всецело почерпнул из книги фольклориста Ивана Сахарова.
Слайд 9

Слайд 10

Сказание о Кикиморе

Сказание о Кикиморе

Слайд 11

Основные понятия Симфоническая миниатюра - небольшое программное сочинение для симфонического оркестра.

Основные понятия

Симфоническая миниатюра - небольшое программное сочинение для симфонического оркестра.
Фольклор –

англ. «народная мудрость», устное народное творчество. Зародившееся в глубокой древности.
Сказание-жанр устного народного творчества, в котором сочетаются черты сказки и мифа.
Слайд 12

Основные темы Тема природы и кудесника в каменных горах Тема Кота-Баюна Тема Хрустальной колыбельки Тема Кикиморы

Основные темы

Тема природы и кудесника в каменных горах
Тема Кота-Баюна
Тема Хрустальной

колыбельки
Тема Кикиморы
Слайд 13

Музыкально-выразительные средства А.В.Лядов, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил

Музыкально-выразительные средства

А.В.Лядов, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил коварного

персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм.
Слайд 14

Деревянные духовые инструменты

Деревянные духовые инструменты

Слайд 15

Английский рожок Тема Кота-Баюна – играет Английский рожок

Английский рожок

Тема Кота-Баюна – играет Английский рожок

Слайд 16

Труба с сурдиной Сурдина – (итал, sordino, от sordo – «глухой»

Труба с сурдиной

Сурдина – (итал, sordino, от sordo – «глухой» –

приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучание.
Слайд 17

Флейта и челеста Третий лейтмотив – хрустальная колыбелька- инструмент челеста и флейта – пикколо.

Флейта и челеста

Третий лейтмотив – хрустальная колыбелька- инструмент челеста и флейта

– пикколо.
Слайд 18

Вопросы 1.Какой из образов симфонической миниатюры А.В.Лядова «Кикимора» запомнился тебе больше

Вопросы

1.Какой из образов симфонической миниатюры А.В.Лядова «Кикимора» запомнился тебе больше других?

Почему?
2.Как композитор завершает свое музыкальное сочинение?
3.Что А.К.Лядов хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?