И.Стравинский История солдата

Слайд 2

Стравинский создал целую группу театральных сочинений смешанного типа, в которых пение

Стравинский создал целую группу театральных сочинений смешанного типа, в которых

пение соединяется с хореографией, хореография (или пантомима) — со словом. А именно: «Байка про лису, кота да барана» (1916), по авторскому определению — «веселое представление с пением и музыкой»; «История солдата» или «Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая» (1918); «Свадебка» (1923) — «русские хореографические сцены с пением и музыкой»; «Персефона» (1934) — мелодрама; «Потоп» (1961) — «музыкальное представление для чтеца, солистов, хора, оркестра и танцоров». Как видим, эти произведения сочинялись в разное время. Различаются они и по композиторскому почерку, неодинаков в них удельный вес инструментального начала, пения, танца, пантомимы, слова. Опираясь на сюжетику, Стравинский то воскрешает скоморошье лицедейство («Байка»), то театрализует русскую сказку («Сказка о солдате»), или обряд («Свадебка»), или античный миф («Персефона»), или библейское сказание («Потоп»).

Театральные сочинения

Слайд 3

Балетная пантомима «Сказка о солдате» написана в 1918 году (премьера —

Балетная пантомима «Сказка о солдате» написана в 1918 году (премьера

— 28 сентября 1918 г. в Лозанне). Либретто на фр. языке - Ш. Ф. Рамю
Сюжет взят из русской сказки, опубликованной в известном сборнике  А.Н. Афанасьева: бедный солдат продаёт свою душу (воплощённую в скрипке) чёрту за книгу, позволяющую предсказывать будущее.
«Сказка о солдате» была создана для постановки в небольшом передвижном театрике, который мог бы кочевать по деревушкам и городкам Швейцарии. Отсюда и доступность сюжета, и установка на доходчивость музыки, опирающейся на бытующие жанры, и особенности музыкального решения.
Между действующими лицами роли распределялись так: Солдат мимирует, Принцесса танцует, Черт и мимирует, и танцует, а повествовательный текст и реплики подает чтец-рассказчик. Он излагает сюжет (читая временами текст в определенном ритме), служит посредником между персонажами и одновременно осуществляет связь между ними и публикой. Подобная роль появляется у Стравинского впервые, а впоследствии он не раз к ней обратится. Очевидно, такая роль рассказчика-посредника вполне отвечала принципам его театра. Рассказчик разрушал иллюзию правдоподобия, создавая эффект условности происходящего.

История о солдате

Слайд 4

Инструментальный состав В «Сказке о солдате» задействовано 7 инструментов. Стравинский берет

Инструментальный состав

В «Сказке о солдате» задействовано 7 инструментов. Стравинский берет

в каждой группе инструменты только высокой и низкой разновидности: -скрипка -контрабас -кларнет -корнет -тромбон -фагот Они используются в сочетании с ударными, среди которых есть барабаны, но отсутствуют литавры. Все инструменты выступают в роли солирующих, причем их партии выписаны виртуозно. Кроме того, некоторые из них наделяются персонифицированным смыслом: скрипка олицетворяет душу Солдата, барабан — Черта. Музыка «Сказки» состоит из ряда номеров различной длительности. Этот ряд контрастных номеров демонстрирует своеобразные связи на расстоянии, основанные на общности темпов, характера движения, особенностей изложения и развития материала.
Слайд 5

Ведущая роль в первой части «Сказки» принадлежит маршеобразному, «туповатому» мотиву, сначала

Ведущая роль в первой части «Сказки» принадлежит маршеобразному, «туповатому» мотиву,

сначала излагаемому медными — корнетом и тромбоном и вскоре получающему остинатное сопровождение, которое почти не меняется на протяжении всего первого номера — Марша Солдата.
Стравинский передает «обрывы» мотива, его «искажения», наслоения на него фанфар (корнет, кларнет, скрипка). Душа Солдата проглядывает в «Песенке на берегу ручья», где скрипка ведет с контрабасом диалог, поражающий техникой обращения с попевкой, которая имеет славянскую основу; эта попевка получает каждый раз новый облик, новую тональную окраску благодаря ее сжатию и растяжению, включению в нее новых мотивных звеньев.
Слайд 6

Королевский марш, в который переходит Марш солдата, выдержан в помпезной манере

Королевский марш, в который переходит Марш солдата, выдержан в помпезной

манере испанского пасодобля, в нем мелькают мотивы первого марша, и весь он представляет собой как бы карикатуру: основная его тема гиперболизируется включением в нее тритона, «подхлестывающего» ритма.
«Маленький концерт» — центр всего произведения; здесь сплетаются почти все темы, инструменты свободно концертируют, а форма всего номера близка к сонатной. Наряду с уже известными мотивами — Солдата и Чёрта — здесь появляется новый мотив — мотив Принцессы. Его интонационная природа та же, что и попевок в «Песенке на берегу ручья», но сам Стравинский указал на сходство этой мелодии с мотивом «Dies irae», который его «терзал... где-то в подсознании»:
Слайд 7

Затем следует «дивертисментный» раздел — три танца: Танго, Вальс, Регтайм. В

Затем следует «дивертисментный» раздел — три танца: Танго, Вальс, Регтайм.

В них чувствуется связь с наигрышами скрипки Солдата, но они преломлены в утрированной манере раннего джаза (вообще, типично джазовые «сползания» можно подметить в ряде мест партитуры). Пляска Черта — гримаса, искажающая темы маршей и мотивы Принцессы. После Маленького и Большого хоралов — «славословий» мнимому, призрачному счастью Принцессы и Солдата — идет Триумфальный марш Черта, где дается еще одно дьявольское искажение маршевых мотивов и мотивов танцев. Его конец — конец борьбы, которую ведет скрипка (используя до неузнаваемости измененный наигрыш Солдата) с ударными, причем последние одерживают верх — их ритмом завершается вся «Сказка».
Достоинства музыки «Сказки о солдате» таковы, что она почти целиком звучит и на концертной эстраде, но только исполнение в театрализованном варианте дает почувствовать всю оригинальность решения Стравинского.