М.П. Мусоргский. Картинки с выставки

Содержание

Слайд 2

Жанр-фортепианный цикл. Состоит из 10 программных пьес. Между пьесами есть связующий

Жанр-фортепианный цикл.
Состоит из 10 программных пьес.
Между пьесами есть связующий эпизод- интермедия

(от латинского «между»).
Мусоргский дал этому эпизоду название- «Прогулка».
Слайд 3

Сочинил в память о друге-художнике Викторе Гармане. В. Стасов организовал посмертную

Сочинил в память о друге-художнике Викторе Гармане.
В. Стасов организовал посмертную выставку.
Выставлено

400 работ художника, созданных за 15 лет.
В разных жанрах- рисунки, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, изделия, сделанные руками художника.
Слайд 4

Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать цикл для

Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского.
Он решил написать цикл для

фортепиано. Каждая пьеса-отражение увиденной картины.
Рабочее название сюиты было «Гартман».
Слайд 5

10 фортепианных пьес с интермедиями Прогулка –интермедия Си бемоль мажор 1.

10 фортепианных пьес с интермедиями


Прогулка –интермедия Си бемоль мажор
1. Гном;

Прогулка Ля бемоль мажор
2. Старый замок; Прогулка си мажор
3. Тюильрийский сад(Ссора детей после игры); Без перерыва
4. Быдло; Прогулка ре минор
5. Балет невылупившихся птенцов Без перерыва
6. Два еврея («Самуэль Гольденберг и Шмуйле») ;
Прогулка (повторяет начальную)
7. Лиможский рынок (Большая новость). Без перерыва
8. Катакомбы. Римская гробница;
С мертвыми на мертвом языке - Прогулка, си минор
9. Избушка на курьих ножках (Баба-яга) Без перерыва
10. Богатырские ворота (Во стольном городе во Киеве)
Слайд 6

ПРОГУЛКА « Моя физиономия в интермедах видна!» – писал М.П.Мусоргский. В

ПРОГУЛКА

« Моя физиономия в интермедах видна!» – писал М.П.Мусоргский.
В этой

теме Мусоргский изобразил самого себя, переходящего от картины к картине.
Слайд 7

Характер – шагающий, широкий; одноголосный запев и аккордовый хоровой припев; размер 5/4, характерный для русских песен.

Характер – шагающий, широкий;
одноголосный запев и аккордовый хоровой припев;
размер 5/4,

характерный для русских песен.
Слайд 8

Гном Оригинал - ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик»)

Гном

Оригинал - ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов

(«щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках.
Не сохранился.
Слайд 9

Контраст динамики, темпа. Гном-перебегает, крадется, замирает на месте. Изломанная мелодия в сочетании с мистическими аккордами.

Контраст динамики, темпа. Гном-перебегает, крадется, замирает на месте.
Изломанная мелодия в сочетании

с мистическими аккордами.
Слайд 10

Основа-акварель, изображающая старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с лютней. (Не сохранился)

Основа-акварель, изображающая старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с

лютней.
(Не сохранился)
Слайд 11

Протяжная печальная мелодия Органный пункт – все 107 тактов в басу повторяется нота соль диез.

Протяжная печальная мелодия
Органный пункт – все 107 тактов в басу

повторяется нота соль диез.
Слайд 12

Слайд 13

Высокий регистр, мажорный лад. Повторный ритм напоминает детские считалки и дразнилки.

Высокий регистр, мажорный лад.
Повторный ритм напоминает детские считалки и дразнилки.

Слайд 14

Быдло Рисунок -запряженная волами тяжелая телега на огромных колесах.

Быдло

Рисунок -запряженная волами тяжелая телега на огромных колесах.

Слайд 15

Мерное движение, тяжеловесные аккорды. Мелодия- угрюмая песня, в которой, однако, чувствуется скрытая сила.

Мерное движение, тяжеловесные аккорды.
Мелодия- угрюмая песня, в которой, однако, чувствуется

скрытая сила.
Слайд 16

Балет невылупившихся птенцов Основа -эскизы Гартмана к балетным костюмам, изображающим канареек.

Балет невылупившихся птенцов

Основа -эскизы Гартмана к балетным костюмам, изображающим канареек.

Слайд 17

Скерцино (шуточка), полька верхний регистр, множество форшлагов, трелей, имитирующими птичий щебет. .

Скерцино (шуточка), полька
верхний регистр,
множество форшлагов, трелей, имитирующими птичий щебет.
.


Слайд 18

Стасов писал о акварели«Два еврея, зарисованные с натуры : первый —

Стасов писал о акварели«Два еврея, зарисованные с натуры : первый —

богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу...»

«Два еврея — богатый и бедный»

Слайд 19

1 тема –властная, нижний регистр, унисон, гармонический минор. 2 тема- жалобная

1 тема –властная, нижний регистр, унисон, гармонический минор.

2 тема- жалобная скороговорка,

мелкие триоли, верхний регистр.

Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт.

Слайд 20

«Лимож. Рынок. (Большая новость)»

«Лимож. Рынок. (Большая новость)»

Слайд 21

Непрерывное суетливое движение изменчивое направление мелодии, частая смена динамики, сфорцандо.

Непрерывное суетливое движение
изменчивое направление мелодии,
частая смена динамики, сфорцандо.

Слайд 22

Катакомбы. Римская гробница или «С мёртвыми на мёртвом языке». На картине

Катакомбы. Римская гробница или «С мёртвыми на мёртвом языке».

На картине

Гартман изобразил на переднем плане себя в римских катакомбах в Париже.
Слайд 23

Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, Унисоны

Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, Унисоны

сменяются резкими диссонансами.

 Переходят без перерыва в следующий раздел«С мертвыми на мертвом языке». Это не что иное, как «Прогулка» в скорбном си миноре, хорал,обрамленный тихим тремоло.

Слайд 24

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на

курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы».

Избушка на курьих ножках (Баба Яга)

Слайд 25

Резкие аккорды, широкие скачки, чередующиеся с паузами, учащаются, имитируя «разбег»,переходят в

Резкие аккорды, широкие скачки, чередующиеся с паузами, учащаются, имитируя «разбег»,переходят
в неудержимое

движение. Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги».

Средний раздел наполнен таинственными шорохами,
настороженными звучаниями.

Слайд 26

Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве) Это музыкальное воплощение архитектурного

Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)

Это музыкальное воплощение
архитектурного проекта

киевских городских ворот, которые
Гартман видел в древнерусском стиле.
Слайд 27

Первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном аккордовом звучании

Первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном аккордовом звучании

напоминает тему Прогулки».

Втора тема –старинный церковный
распев, тихое звучание церковного хора.

Слайд 28

Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон.

Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон.

Слайд 29

Существует несколько оркестровых переложений этого произведения. Наиболее известно оркестровое переложение Равеля.

Существует несколько
оркестровых переложений этого
произведения. Наиболее известно
оркестровое переложение Равеля.