Музыка XVII - первой половины XVIII вв. Стили

Содержание

Слайд 2

Стили Барокко (Италия, Германия, Испания) Рококо (Франция) Ранний классицизм (Франция)

Стили

Барокко (Италия, Германия, Испания)
Рококо (Франция)
Ранний классицизм (Франция)

Слайд 3

Барокко – ведущее художественное направление

Барокко – ведущее художественное направление

Слайд 4

Этимология слова «Perola barroca» — жемчужина, морская раковина; причудливый, вычурный, странный.

Этимология слова

«Perola barroca» —
жемчужина, морская раковина;
причудливый, вычурный, странный.

Слайд 5

Черты преувеличенности в музыке барокко: - увлечение колоратурными украшениями вокальных партий

Черты преувеличенности в музыке барокко:

- увлечение колоратурными украшениями вокальных партий в

опере;
- виртуозность органных композиций.
Слайд 6

Рождение оперы Родина – Италия. Конец XVI века. Первые образцы -

Рождение оперы

Родина – Италия.
Конец XVI века.
Первые образцы - dramma per

musica.
Цель: возрождение античной трагедии, угасшего в средневековье интереса к личным переживаниям героев.
Единство поэтического слова, музыки и драматического действия.
Слайд 7

Флорентийская камерата Меценат Джованни Барди; музыканты: Якопо Пери, Винченцо Галилей, Джулио

Флорентийская камерата

Меценат Джованни Барди;
музыканты:
Якопо Пери,
Винченцо Галилей,


Джулио Каччини;
поэт и либреттист
Оттавио Ринуччини.
Слайд 8

Якопо Пери (1561-1633)

Якопо Пери (1561-1633)

Слайд 9

Ранние оперы Первая опера - «Дафна» Пери на либретто Ринуччини (1598;

Ранние оперы

Первая опера - «Дафна» Пери на либретто Ринуччини
(1598; не

сохранилась).
Вторая опера - «Эвридика» Пери и Ринуччини (1600), поставленная с успехом во Флоренции.
Слайд 10

Джулио Каччини (1551-1618) Опера «Эвридика» (1600)

Джулио Каччини (1551-1618)

Опера «Эвридика»
(1600)

Слайд 11

Музыкальные особенности: Основа - монодия - одноголосная мелодия, исполняемая под аккордовый аккомпанемент. Преобладание гомофонно-гармонического склада.

Музыкальные особенности:
Основа - монодия - одноголосная мелодия, исполняемая под аккордовый аккомпанемент.


Преобладание гомофонно-гармонического склада.
Слайд 12

Клаудио Монтеверди (1567-1643)

Клаудио Монтеверди (1567-1643)

Слайд 13

Вехи биографии Монтеверди Кремона: обучение в Университете. Мантуя: работа певчим, гамбистом

Вехи биографии Монтеверди

Кремона: обучение в Университете.
Мантуя: работа певчим, гамбистом и капельмейстером

при дворе герцога Винченцо I Гонзага.
Венеция: деятельность капельмейстера в соборе Сан-Марко, рукоположение в священники.
Слайд 14

Сочинения Монтеверди Оперы: «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Возвращение Улисса» (1640), «Коронация

Сочинения Монтеверди

Оперы:
«Орфей» (1607),
«Ариадна» (1608),
«Возвращение Улисса» (1640), «Коронация Поппеи»

(1642);
Мадригалы (8 сборников);
Духовная музыка.
Слайд 15

Вклад Монтеверди в развитие оперы: Углубление содержания оперы. Расширение выразительных средств.

Вклад Монтеверди в развитие оперы:

Углубление содержания оперы.
Расширение выразительных средств.
Усложнение вокальных и

оркестровых партий.
Драматизация речитатива.
Введение увертюры, инструменталь-ных эпизодов, расширение состава оркестра (ок.40 инструментов).
Создание арии типа«la mento» («жалобная песнь»), дуэтов.
Слайд 16

Развитие жанра оперы в Риме Золотой век римской оперы: вторая четверть

Развитие жанра оперы в Риме

Золотой век римской оперы: вторая четверть XVII

века.
Строительство оперного театра братьями кардиналами Барберини.
Религиозно-моральная проблематика римских «драм на музыке».
Зависимость музыкально-театральной жизни от вкуса главы католической церкви.
Сюжетная и музыкальная многоплано-вость, зрелищно-декорационное начало.
Слайд 17

Римские композиторы-певцы Стефано Ланди Лоретто Виттори опера «Галатея» Антонио Мария Аббатини

Римские композиторы-певцы
Стефано Ланди
Лоретто Виттори
опера «Галатея»
Антонио Мария Аббатини

Слайд 18

Венеция Открытие первого общедоступного оперного театра «Сан Кассьяно» (1637), потом еще

Венеция

Открытие первого общедоступного оперного театра «Сан Кассьяно» (1637), потом еще нескольких.


Выдвижение фигуры импресарио.
Утверждение театрального сезона.
Слайд 19

Венецианские оперные композиторы Франческо Кавалли (1602-1676); Марко Чести (1623-1669). Высшее достижение – опера «Коронация Поппеи» Монтеверди.

Венецианские оперные композиторы

Франческо Кавалли (1602-1676);
Марко Чести (1623-1669).
Высшее достижение –

опера «Коронация Поппеи» Монтеверди.
Слайд 20

Неаполитанская оперная школа

Неаполитанская оперная школа

Слайд 21

Композиторы неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти Николо Порпора Франческо Дуранте

Композиторы неаполитанской оперной школы

Алессандро Скарлатти
Николо Порпора
Франческо Дуранте

Слайд 22

Опера-seria (cерьезная опера) Мифологический или историко-героический сюжет с запутанной интригой и

Опера-seria (cерьезная опера)

Мифологический или историко-героический сюжет с запутанной интригой и счастливой

концовкой.
Знатное происхождение героев: короли, полководцы, античные боги.
Главная оперная форма - ария.
Утрата речитативом значимости.
Отступление драмы на второй план, превращение оперы в «концерт в костюмах».
Слайд 23

Типы арий lamento («плач», «жалоба») – скорбные арии; патетические (страстные), бытовые,

Типы арий

lamento («плач», «жалоба») – скорбные арии;
патетические (страстные),
бытовые,
лирические,


бравурные (шумные, бодрые),
буффонные,
арии мести.
Слайд 24

Типовая форма арии da capo 3 части: A B A (реприза, повторение 1 части с украшениями).

Типовая форма арии da capo

3 части:
A B A
(реприза, повторение

1 части с украшениями).
Слайд 25

Речитативы Recitativo secco («сухой речитатив» под аккомпанемент клавесина) Recitativo accompagnato («аккомпанированный речитатив» в сопровождении оркестра)

Речитативы

Recitativo secco
(«сухой речитатив» под аккомпанемент клавесина)
Recitativo accompagnato («аккомпанированный речитатив» в

сопровождении оркестра)
Слайд 26

Культ певца-виртуоза Главные исполнители: Prima donna (в пер. «первая женщина») –

Культ певца-виртуоза

Главные исполнители:
Prima donna (в пер. «первая женщина») – главная

солистка, чаще сопрано.
Altra prima donna («другая первая женщина»).
Primo uomo (в пер.«первый мужчина») - главная мужская роль в опере:
- кастрат (сопранист или альтист),
- тенор.

Второстепенные исполнители:
Seconda donna («вторая женщина»).
Компримарио — исполнитель второстепенных оперных партий.

Слайд 27

Певец-кастрат Каффарелли Певец-кастрат Антонио Мария Бернакки

Певец-кастрат Каффарелли

Певец-кастрат Антонио Мария Бернакки

Слайд 28

Фаринелли Худ. Гецци

Фаринелли Худ. Гецци

Слайд 29

Бельканто («красивое пение») — стиль пения XVIII – первой половины XIX

Бельканто («красивое пение») —

стиль пения XVIII – первой половины XIX вв.,

составивший основу итальянской вокальной школы.
Слайд 30

Отличительные черты лёгкость и гибкость звуковедения, чистота и мягкость тембра, безупречная

Отличительные черты

лёгкость и гибкость звуковедения,
чистота и мягкость тембра,
безупречная

техника: виртуозная колоратура, мастерская филировка,
полётность,
подвижность и ровность голоса во всех регистрах,
огромный диапазон,
безукоризненная кантилена.
Слайд 31

Фаринелли Худ. Антонио Мария Дзанетти

Фаринелли Худ. Антонио Мария Дзанетти

Слайд 32

Сенезино Худ. Дзанетти Валентино Урбани Худ. Дзанетти

Сенезино
Худ. Дзанетти

Валентино Урбани
Худ. Дзанетти

Слайд 33

Певцы Франческа Куццони, Фаринелли и импресарио Джон Джеймс Хайдеггер. Худ. Жозеф Гупи.

Певцы Франческа Куццони, Фаринелли и импресарио Джон Джеймс Хайдеггер. Худ. Жозеф

Гупи.
Слайд 34

Сенезино и Фаустина Худ. Марко Риччи

Сенезино и Фаустина Худ. Марко Риччи

Слайд 35

Сенезино, Куццони и Гаэтано Беренштадт. Худ. англ. школы, предположительно Уильям Хогарт.

Сенезино, Куццони и Гаэтано Беренштадт. Худ. англ. школы, предположительно Уильям Хогарт.


Слайд 36

Опера-буффа Комическая опера Комедийная основа либретто: комизм положений и характеров, реалистичность

Опера-буффа Комическая опера

Комедийная основа либретто: комизм положений и характеров, реалистичность и

злободневность сюжетов.
Легкое и стремительное развитие действия.
Яркое игровое начало.
Метко подмеченные человеческие слабости.
Простота и демократичность муз.языка:
-связь с народной музыкой,
-песенность мелодизма.
Слайд 37

Истоки: итальянская комедия масок (commedia dell arte) с ее героями: -старый

Истоки:

итальянская комедия масок (commedia dell arte) с ее героями:
-старый венецианский

купец Панталоне,
-ловкие изворотливые слуги Арлекин и Бригелла,
-любимец неаполитанцев Пульчинелла;
веселые интермедии между актами «серьезной» оперы.
Слайд 38

Создатель - Джованни Батиста Перголези (1710-1736)

Создатель - Джованни Батиста Перголези (1710-1736)

Слайд 39

Перголези на карикатуре Пьера Леоне Гецци

Перголези на карикатуре Пьера Леоне Гецци

Слайд 40

Первая опера-буффа – «Служанка-госпожа» (1733) Шутливая интермедия с незамысловатым сюжетом: ловкая

Первая опера-буффа – «Служанка-госпожа» (1733)

Шутливая интермедия с незамысловатым сюжетом: ловкая служанка

Серпина женит на себе богатого холостяка Уберто.
Персонажи из реальной, обыденной жизни.
Слайд 41

Развитие оперы-буффа Разрастание до масштабов полномерной двухактной пьесы. Углубление лирической стороны

Развитие оперы-буффа

Разрастание до масштабов полномерной двухактной пьесы.
Углубление лирической стороны и

усложнение музыкального языка.
Завершение эволюции оперы-буффа в творчестве Чимарозы (1749—1801).
Слайд 42

Мастера buffa Бальдассаре Галуппи Никколо Пиччинни Джованни Паизиелло Доменико Чимароза

Мастера buffa

Бальдассаре Галуппи
Никколо Пиччинни
Джованни Паизиелло
Доменико Чимароза

Слайд 43

Немецкая опера Генрих Шютц. «Дафна». Рейнгард Кайзер: «Октавия», «Нерон», «Лейпцигская ярмарка».

Немецкая опера

Генрих Шютц. «Дафна».
Рейнгард Кайзер:
«Октавия»,
«Нерон»,
«Лейпцигская ярмарка».

Слайд 44

Английская опера

Английская опера

Слайд 45

Генри Пёрселл (1659-1695) Опера «Дидона и Эней» (1689)

Генри Пёрселл (1659-1695)

Опера «Дидона и Эней»
(1689)

Слайд 46

Французская опера Жан Батист Люлли (1632-1687) - создатель жанра лирической трагедии

Французская опера

Жан Батист Люлли (1632-1687) - создатель жанра лирической трагедии -

крупного пятиактного произведения, отличавшегося роскошью постановки, пышностью декораций и костюмов на сюжеты из античной мифологии и эпических поэм эпохи Возрождения.
Жан Филипп Рамо (1683-1764)
Слайд 47

Жан Батист Люлли Влияние эстетики классицизма: "Тезей" (1675), "Атис" (1677), "Персей" (1682), "Роланд" (1685) "Армида" (1686).

Жан Батист Люлли

Влияние эстетики классицизма:
"Тезей" (1675),
"Атис" (1677),
"Персей" (1682),
"Роланд"

(1685)
"Армида" (1686).