Содержание
- 2. B Истоки русской музыки восходят к древнейшему прошлому славянских племен, населявших Восточно-европейскую равнину, но история начинается
- 3. Русская музыка Средневековья представлена сплавом народного и церковного песнопения в виде знаменного распева. Но жизнь народной
- 4. Для записи древнерусской церковной музыки употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя –
- 5. В XI—XIII вв. в обращении на территории Руси находилось около 140 тысяч книг, несколько сот наименований.
- 6. Церковная музыкальная культура создавалась певцами, хорошо знавшими народную музыкальную стихию. Склад ее музыкального языка не мог
- 7. Народные инструменты на Руси Домра Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на
- 8. Свистулька Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может быть простой, геометрической формы, а
- 9. Бубен Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным.
- 10. Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из
- 11. Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт,
- 12. ожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или
- 17. Скачать презентацию
B Истоки русской музыки восходят к древнейшему прошлому славянских племен, населявших
B Истоки русской музыки восходят к древнейшему прошлому славянских племен, населявших
В музыкальной культуре древней Руси одновременно сосуществовали два музыкальных течения разного происхождения: народная и церковная. Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности. Несмотря на то, что они находились в состоянии борьбы двух несовместимых идеологий – языческой и христианской, - между ними было немало общего. Совместное существование их взаимообогащало.
Русская музыка Средневековья представлена сплавом народного и церковного песнопения в виде
Русская музыка Средневековья представлена сплавом народного и церковного песнопения в виде
В ранний период, с XI до XIV века, на Руси существовали два певческих стиля – кондакарный и знаменный. Они были во многом противоположны друг другу. Знаменный распев был хоровым, кондакарное пение было сольным. Но всё же основным распевом оставался знаменный. Существовало несколько типов знаменного пения, возникших в разное время: простые, строгие речитативные будничные песнопения малого знаменного распева и подобны старого знаменного распева, нотация которых сохранялась почти неизменной с XI века; протяжные, торжественные песнопения большого знаменного распева, созданного распевщиками XVI – начала XVII века.
Для записи древнерусской церковной музыки употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной
Для записи древнерусской церковной музыки употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной
В XI—XIII вв. в обращении на территории Руси находилось около 140
В XI—XIII вв. в обращении на территории Руси находилось около 140
Русская музыкальная медиевистика (от лат. medius — средний) — наука о русском музыкальном искусстве средневековья — опирается на исследование этих рукописей.
Древние музыкальные рукописи, сохранившиеся начиная от рубежа XI—XII вв., дают прочный фундамент истории русской музыки древнего периода. Но большинство из них не датировано, не имеет указаний на место создания и не расшифровано. Особенно сложна в этом отношении работа с наиболее древними рукописями, которые не поддаются расшифровке.
Задачи по атрибуции рукописей, их расшифровке стоят перед одной из исторических дисциплин, называемой палеографией (от греческих слов палайос — древний и графо — пишу), которая занимается исследованием памятников древней музыкальной письменности.
Церковная музыкальная культура создавалась певцами, хорошо знавшими народную музыкальную стихию. Склад
Церковная музыкальная культура создавалась певцами, хорошо знавшими народную музыкальную стихию. Склад
Осваивая новые жанры христианской культуры, пришедшие из Византии, русские певцы неизбежно пользовались старыми запасами языческой песенной культуры. Культовые напевы христианского периода содержат в себе интонации древних обрядовых песен, подобных колядкам, плачам, былинам. Часто эта связь таится в глубине, она проявляется в отдельных элементах попевок, интонациях. Народная песня и церковные распевы составляли основу музыкальной жизни и культуры Средневековья, занимая огромное место в жизни человека той эпохи, наполняя его быт и досуг.
Условия освоения народной и церковной музыки имели различный характер. Народная песня, естественно входившая в жизнь человека, как бы впитывалась с молоком матери. Освоение церковной музыки было книжным, оно требовало специальных школ.
Народные инструменты на Руси
Домра
Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный
Народные инструменты на Руси
Домра
Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный
Гудок
Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка). Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой.
Свистулька
Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может
Свистулька
Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может
Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России.
За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы.
Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент.
Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил.
Пологается,что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук.
Бубен
Бубен известен на Руси с незапамятных времен.
Установить его точный возраст сегодня
Бубен
Бубен известен на Руси с незапамятных времен.
Установить его точный возраст сегодня
Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука.
По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла.
Существуют разновидности бубна, созданные специально для жрецов, волхвов и шаманов.
Глухие, низкие звуки, издаваемые этим бубном, извлекаются при помощи специальной длинной колотушки-палочки, которая ранее называлась вощага (разновидность кнута с заплетенным круглым концом).
Русский народный духовой музыкальный инструмент Жалейка
Жалейка Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник
Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой,
Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой,
Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов. Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши.
Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.
Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся
Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.
Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся
Именно так прежде назывался камыш.
Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения
СлавянскаяТрещотка Трещотка, безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных музыкальных инструментов. Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Этот простой, забавный, но весьма эффективный музыкальный инструмент, легко может сделать любой человек с умелыми руками.
Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука.
ожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно, рожок делается
ожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно, рожок делается
Славянские гусли.
Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн.
А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента.
В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли.
На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение.
Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве.
Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание.
Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые».
Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами.
В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема.