Опера Чайковского Пиковая дама

Слайд 2

«Пи́ковая дама» - опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7

«Пи́ковая дама» - опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7

картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка - 19 декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге в исполнении артистов Императорской труппы.
Слайд 3

История создания Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С.

История создания

Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина

на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами, либреттистами. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности».
Слайд 4

19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс

19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс

её создания шёл необычайно быстро: транспортировка оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся запись. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере.
Слайд 5

Особенности сюжета Несмотря на сходство многих сюжетных моментов в оригинальной повести

Особенности сюжета

Несмотря на сходство многих сюжетных моментов в оригинальной повести и

опере, поступки действующих лиц в опере имеют совершенно иную психологическую мотивацию. По настоянию Чайковского в либретто оперы специально была добавлена шестая картина, посвященная её судьбе. Кроме того, различно отношение автора к своим героям. Если у Пушкина оно носит отстраненный характер, то Чайковский переживает судьбу каждого героя так, как если бы они были знакомые ему живые люди. Усиление психологической линии в образах главных действующих лиц сближает их с героями Ф. М. Достоевского, в частности с романом «Игрок».