Опера П.И. Чайковского Евгений Онегин

Содержание

Слайд 2

Опера в жанровой картине «Евгений Онегин» П.И. Чайковского считается лирико-психологической музыкальной

Опера в жанровой картине
«Евгений Онегин» П.И. Чайковского считается лирико-психологической музыкальной драмой.
Петр

Ильич считал оперу самым демократичным жанром, способным особенно сильно воздействовать на людей.
Слайд 3

Идеи «Мне нужны люди, а не куклы». Было важным, чтобы проблемы

Идеи

«Мне нужны люди, а не куклы».
Было важным, чтобы проблемы сюжета драмы

волновали людей.
Также основная идея — столкновение романтических мечтаний, иллюзий молодых героев, стремящихся к счастью, с традиционным общественным укладом, с обычаями и прозаической действительностью.
Слайд 4

Сюжет В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И. Чайковскому

Сюжет

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И. Чайковскому взять

«Евгения Онегина» А.С. Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает.
Композитор считал, что сюжет его оперы должен быть простым и жизненным.
«Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое» (из письма П.И. Чайковского к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву).
Слайд 5

Темы оперы Основные темы: – Тема любви Ленского получает широкое развитие

Темы оперы

Основные темы:
– Тема любви Ленского получает широкое развитие в

сцене письма.
– Темы «судьбы», служащие средством драматизации музыки и появляющиеся в драматически важных моментах — перед ответом Онегина Татьяне в 3й картине, 5й (сцена дуэли) и 7й.
Слайд 6

Жанровые разновидности опер Первоначально композитор стремился к созданию лирической оперы, основанной

Жанровые разновидности опер

Первоначально композитор стремился к созданию лирической оперы, основанной на

реалистическом восприятии жизни. Он прошёл несколько этапов: от двух неудачных опер, историко-романтической оперы до лирико-комедийного характера. Лирико-психологическая музыкальная драма получилась после написания балета «Лебединое озеро» уже в произведении «Евгений Онегин».
Слайд 7

Особенности драматургии В опере наиболее значительные эпизоды представляют собой сцены-монологи или

Особенности драматургии

В опере наиболее значительные эпизоды представляют собой сцены-монологи или диалоги;

хоры и танцевальные номера обращаются в насыщенные содержательным действием эпизоды.
Сцена письма — большая монологическая сцена Татьяны, неравная арии классической и романтической оперы. Эта сцена считается центром всей оперы, вокруг которой и развиваются все события драмы.
Массовые сцены несут важное значение. Как в начале 4й картины Вальс гостей создаёт атмосферу праздника в доме Лариных.
Мелодическое содержание оперы сложилось на основе русской демократической романсовой культуры и под воздействием песни и романса Шуберта и Шумана.
Чайковский в опере создаёт новый тип для русского музыкального театра – ариозное пение (ариозо-признание из 1й картины можно услышать в теме любви Ленского «Как счастлив я! Как счастлив я! Я снова вижусь с Вами!».

Либретто композитором было написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

Слайд 8

Образы героев оперы Героев пушкинского романа Чайковский в своей опере, как

Образы героев оперы

Героев пушкинского романа Чайковский в своей опере, как принято

считать, «осовременил».
Образ Татьяны приобретает черты большей душевной зрелости.
Образ Ленского, лишившийся пушкинской иронии, становится живой юной душой, неудержимо стремящаяся к идеалу.
Образ Онегина — образ «лишнего человека» в соответствии с пушкинским (представлен с подкупающим психологическим реализмом). Это образ скептика, оживающий и отражающийся в зеркале других персонажей.
Слайд 9

Время действия: 20-е годы XIX столетия. Место действия: деревня и Петербург.


Время действия: 20-е годы XIX столетия. Место действия: деревня и Петербург. Первое исполнение:

Москва, 17 (29) марта 1879 года.
Слайд 10

Симфонизм в опере В лирических сценах (особенно в 1й и 2й

Симфонизм в опере

В лирических сценах (особенно в 1й и 2й картинах)

симфоническое развитие осуществляется благодаря многогранному и непрерывному развёртыванию основных музыкально-лирических образов. Чайковский практически не пользуется принципом лейтмотивизма. Говорить можно лишь о двух лейтмотивах Татьяны, развитых в 1ом акте и появляющихся снова в 3ем акте. В остальном композитор использует обобщающие средства, среди которых инструментальные темы, не носящие, однако, никакого лейтмотивного значения.
Слайд 11

Эволюция оперного творчества «Евгений Онегин» П.И. Чайковского была поворотом к оперному реализму.

Эволюция оперного творчества

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского была поворотом к оперному реализму.