Ознакомление со средствами музыкальной выразительности

Содержание

Слайд 2

Средства музыкальной выразительности Музыка – язык звуков. Разные элементы музыкального языка

Средства музыкальной выразительности

Музыка – язык звуков. Разные элементы музыкального языка

(высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы.
Эти элементы музыкального языка называют средствами музыкальной выразительности.
Слайд 3

Основные средства музыкальной выразительности Динамика Лад Тембр Регистр Темп Ритм Штрихи Мелодия

Основные средства музыкальной выразительности

Динамика

Лад

Тембр

Регистр

Темп

Ритм

Штрихи

Мелодия

Слайд 4

Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков

Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков 

Существуют

два основных лада:

Мажорный лад – яркие, светлые краски в музыке (бодрый, жизнерадостный характер)

Минорный лад – приглушённые, затемнённые краски в музыке (грустный, печальный характер)

Слайд 5

Мелодия (от греч. melodía – пение, напев, песня) – одноголосно выраженная

Мелодия (от греч. melodía – пение, напев, песня) – одноголосно выраженная

музыкальная мысль

Мелодия является основой любого музыкального произведения, его ведущим началом. Существуют следующие основные типы мелодического движения:

Слайд 6

Штрихи – приёмы исполнения музыки

Штрихи
– приёмы исполнения музыки

Слайд 7

Определите характер движения мелодии Муз. Ксении Григорьевой

Определите характер движения мелодии

Муз. Ксении Григорьевой

Слайд 8

Ритм – чередование долгих и коротких звуков Графическая запись ритма образует

Ритм – чередование долгих и коротких звуков

Графическая запись ритма образует ритмический

рисунок

Ритм в переводе с греческого – мерное течение, стройность

Слайд 9

Темп – скорость исполнения музыкального произведения Темп влияет на характер музыки.

Темп – скорость исполнения музыкального произведения

Темп влияет на характер

музыки. Для определения точного темпа применяется специальный прибор – метроном.
Слайд 10

Динамика – громкость звучания Различная степень громкости выражается определёнными динамическими оттенками. Наиболее употребляемые в музыке:

Динамика – громкость звучания

Различная степень громкости выражается определёнными динамическими оттенками. Наиболее

употребляемые в музыке:
Слайд 11

Регистр – это участок звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента,

Регистр – это участок звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента,

где звуки имеют одинаковую окраску.

Различают 3 вида регистра:

Нижний регистр

Средний регистр

Верхний регистр

Слайд 12

Тембр – окраска музыкального звука Одна и та же мелодия, исполненная

Тембр – окраска музыкального звука

Одна и та же мелодия, исполненная

разными инструментами или разными голосами, прозвучит по-разному:

Тембр

Резкий

Блестящий
Мягкий

Плотный

Звонкий

Матовый

Холодный

Слайд 13

Тембры певческих голосов Все певческие голоса подразделяются на группы: женские, мужские

Тембры певческих голосов

Все певческие голоса подразделяются на группы: женские, мужские

и детские. Самые распространённые голоса:
женские – сопрано, меццо-сопрано, контральто
мужские – тенор, баритон и бас
детские – дискант, альт
Считается, что женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра:
Слайд 14

Тембры женских певческих голосов Основные виды женских голосов: Сопрано – самый

Тембры женских певческих голосов

Основные виды женских голосов:
Сопрано – самый высокий

женский певческий голос (диапазон 1 – 2 октава). Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами, то такое сопрано называют колоратурным.
Меццо-сопрано – певческий голос с более густым и сильным звучанием (диапазон от ля малой октавы до ля второй). Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру.
Контральто – самый низкий из женских голосов, очень красивый, бархатный, и к тому же очень редкий. Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Слайд 15

Тембры мужских певческих голосов Основные мужские голоса: тенор, баритон, бас. Тенор

Тембры мужских певческих голосов

Основные мужские голоса: тенор, баритон, бас.
Тенор

– самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. Различают драматический и лирический тенор. Самый высокий мужской голос – тенор-альтино, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.
Баритон – отличается мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков – в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.
Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и даже комические образы. Самый низкий бас-профундо. Певцы с таким голосом «берут» низкие ноты из контроктавы.
Слайд 16

Хор – большой коллектив певцов (не менее 12 человек). По виду

Хор – большой коллектив певцов (не менее 12 человек).
По

виду хоровые коллективы делятся на академические (профессиональные) и народные, отличаясь друг от друга манерой пения.
По типу хоровые коллективы бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные.
Хор может исполнять произведения с сопровождением и без него – а capella. Пение без сопровождения характерно для профессионального и народного хора. Пение а capella первоначально сформировалось в церковной музыке. Высокими образцами духовной хоровой музыки являются сочинения русских композиторов – Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского.

Хор

Слайд 17

Мужской хор

Мужской хор

Слайд 18

Женский хор

Женский хор

Слайд 19

Смешанный хор

Смешанный хор

Слайд 20

Детский хор

Детский хор

Слайд 21

Хор мальчиков

Хор мальчиков