Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Содержание

Слайд 2

Возникновению театра мир обязан Древней Греции. Само слово «театр» произошло от

Возникновению театра мир обязан Древней Греции.
Само слово «театр»

произошло от греческого
«театрон» - «место, где собираются, чтобы посмотреть».
Древнегреческий бог виноделия  Дионис любил отдохнуть и повеселиться. Участники таких процессий (дионисий) надевали козьи шкуры, маски на лица и пели и танцевали.
Так, из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма.
Слайд 3

Сатиры – козлоногие существа, спутники Диониса, пели хвалебные песни о подвигах

Сатиры – козлоногие существа, спутники Диониса, пели хвалебные песни о

подвигах и страданиях бога.
Так появилась трагедия («трагос» – козёл и «оде» – песнь, т.е., «песнь козлов») – жанр, где зрители современного театра проливают слёзы.
Слайд 4

Следом за сатирами выступали ряженые, которые балагурили, осыпали друг друга насмешками

Следом за сатирами выступали ряженые, которые балагурили, осыпали друг друга

насмешками и шутками.
Так возникла комедия – от греческих  слов  «комос»  – шествие ряженых и  «оде» – песнь – жанр, где зрители смеются.
Слайд 5

534 г. до н.э. - по традиции принято считать годом рождения

534 г. до н.э. - по традиции принято считать годом

рождения мирового театра, когда была поставлена трагедия афинского поэта Феспида.
Феспид ввёл в пьесу «главную роль».
Основой спектаклей стала музыка и пантомима.
Слайд 6

Актёрами были только мужчины.

Актёрами были только мужчины.

Слайд 7

Театр IV в. до н.э., Эпидаврос

Театр IV в. до н.э., Эпидаврос

Слайд 8

В России театр стал развиваться при Екатерине II. Виды театров: -

В России театр стал развиваться при Екатерине II.
Виды театров:


- оперный;
- драматический;
- музыкальный;
- кукольный.
Слайд 9

Опера зародилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков. Зарождение оперы связано

Опера зародилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков.
Зарождение оперы

связано с искусством прекрасного пения – бельканто.
В зависимости от сюжета опера делилась на два вида:
комическая – опера-буффа;
серьёзная – опера-сериа.
Слайд 10

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это вид

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это вид

музыкально-театрального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия. В опере все герои поют.
Опера объединяет в себе:
- литературный сюжет;
- вокальную и инструментальную музыку;
- драматическое действие;
- изобразительное искусство;
- хореографию.
Слайд 11

Слайд 12

Речитатив — вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора. ВИКИПЕДИЯ

Речитатив — вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего

разговора. ВИКИПЕДИЯ
Слайд 13

Либретто (итал. Libretto - книжечка) — краткое изложение (литературная основа) сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла, рок-оперы.

Либретто (итал. Libretto - книжечка) — краткое изложение (литературная основа) сюжета

оперы, оперетты, балета, мюзикла, рок-оперы.
Слайд 14

ОПЕРА ансамбль оркестр солист хор

ОПЕРА

ансамбль

оркестр

солист

хор

Слайд 15

Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908) Композитор-сказочник. Написал 15

Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908)
Композитор-сказочник.
Написал 15 опер,

основанных на литературных сказках.
Опера
Слайд 16

В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя

В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного

мореплавателя и музыканта Садко, про волшебную силу искусства:
Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец,
Не имел он золотой казны,
а имел лишь гусельки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских…
(из былины «Садко»)
Слайд 17

Увертюра – оркестровое вступление к опере или балету. ««ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»

Увертюра – оркестровое вступление к опере или балету.

««ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»

Слайд 18

I действие Весёлый и шумный пир в древнем Новгороде. Садко отказывается

I действие

Весёлый и шумный пир в древнем Новгороде.

Садко отказывается

воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень-озеру.
Тихонько наигрывая на гуслях, он запевает задушевную песню ««Ой, ты тёмная дубравушка».
Слайд 19

Песня Садко пробуждает спящую природу. Дует лёгкий ветерок, на озере поднимаются

Песня Садко пробуждает спящую природу. Дует лёгкий ветерок, на озере

поднимаются волны. Вдали плывёт стая лебедей. И вдруг лебеди превращаются в прекрасных девушек. А вместе с ними появляется и морская царевна – Волхова. По её просьбе Садко поёт песню ««Заиграйте, мои гусельки».
Слайд 20

II действие Пристань в Новгороде. На берегу Ильмень - озера толпится

II действие
Пристань в Новгороде. На берегу Ильмень - озера толпится

люд новгородский. Здесь же и заморские гости с товарами диковинными.
Садко выловил три золотые рыбки, которые обернулись слитками золота. Теперь он богат. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей рассказать о своих странах, чтобы знать, куда путь держать.
Слайд 21

Песня Варяжского гостя Он ведёт рассказ о туманном и угрюмом крае варягов – Скандинавии.

Песня Варяжского гостя
Он ведёт рассказ о туманном и угрюмом крае варягов

– Скандинавии.
Слайд 22

Песня Индийского гостя Гость рассказывает о чудесах и дивных богатствах далёкой Индии.

Песня Индийского гостя
Гость рассказывает о чудесах и дивных богатствах далёкой Индии.


Слайд 23

Песня Веденецкого гостя Он славит город звонких песен, что средь моря стал – Веденец (Венецию).

Песня Веденецкого гостя Он славит город звонких песен, что средь моря

стал – Веденец (Венецию).
Слайд 24

III действие Благодарит Садко гостей и отправляется с дружиной в дальние

III действие

Благодарит Садко гостей и отправляется с дружиной в дальние

страны.
Но разгневался морской царь, что плавает Садко уж 12 лет по морю-океану, а дань не платит. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром, жемчугом. Но царю и этого мало.
Дружина бросает жребий, кому путь держать на морское дно, бить челом царю. И выпал жребий Садко. Прощается Садко с дружиной, берет свои гусли и отправляется в Подводное
царство.
Слайд 25

Песня «Заиграйте мои гусельки» Садко играет и поёт для Морского царя

Песня «Заиграйте мои гусельки»

Садко играет и поёт для Морского царя

по просьбе его дочери Волховы.
Внезапно появляется Старчище могуч-богатырь. Он разбивает гусли Садко и повелевает царю отпустить дочь с Садко на землю, чтобы она стала рекой.
Слайд 26

Колыбельная Волховы Садко с Волховой выносят на поверхность воды касатки. Садко

Колыбельная Волховы
Садко с Волховой выносят на поверхность воды касатки.
Садко

сладко спит на берегу Ильмень-озера, а волхова поёт ему колыбельную.
Слайд 27

В опере «Садко» много чудес. Но самое большое чудо сотворило искусство

В опере «Садко» много чудес. Но самое большое чудо сотворило

искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную морскую царевну в доброго, чудесного человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.
Слайд 28

«ОПЕРА – не музыка плюс театр, а МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР». Б.А. Покровский (режиссёр-постановщик)

«ОПЕРА – не музыка плюс театр, а МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР».

Б.А. Покровский (режиссёр-постановщик)