П.И. Чайковский Симфония №5

Содержание

Слайд 2

Пётр Ильич Чайковский — один из самых известных создателей музыки в

Пётр Ильич Чайковский — один из самых известных создателей музыки в

мире. Он прожил 53 года и стал автором величайших произведений. Его биография полна интересных событий. Он внёс огромный вклад не только в российскую, но и мировую культуру.

7 мая 1840 – 25 октября 1893 гг.

Чайковский написал 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 9 программных симфонических произведений , более 100 романсов, концерты, сюиты, квартеты, музыку к драматическим спектаклям.

Слайд 3

Один из интереснейших фактов о Петре Ильиче: талант музыканта проявился в

Один из интереснейших фактов о Петре Ильиче: талант музыканта проявился в

нём уже в 4 года! В семье Чайковских очень часто проводили творческие вечера – чтение стихов, пение песен, игра на фортепиано! Музыка внедрялась в жизнь маленького Петра постепенно, но уверенно. Изначально никто не мог предположить, что маленький мальчик превратится во всемирно известного композитора, но постепенно родители стали замечать, что у него есть тяга к музыке и начали обучать сына игре на фортепиано.

Второй не менее занятный факт из жизни композитора – он был юристом.

Родители Чайковского считали, что юрист – очень достойная профессия для их умного и образованного сына. Да и, честно сказать, сам Пётр Ильич Чайковский не считал музыку серьёзным увлечением.

 В 1850-х годах Чайковский находился на обучении в Императорском училище правоведения. Здесь он изучал «закон и порядок», проникался духом юриспруденции.

Именно там ему присвоили чин титулярного советника (!), а затем направили на службу в Министерство юстиции. Но ещё более любопытен тот факт, что консерваторию молодой юрист смог окончить только спустя шесть лет службы

Слайд 4

Интересные факты из жизни Чайковский создавал не только музыкальные произведения, но

Интересные факты из жизни

Чайковский создавал не только музыкальные произведения, но и

писал стихотворения, а также тексты к своим операм.

Композитор очень любил слушать музыку Моцарта.

Пётр Ильич всю свою жизнь путешествовал. Если он долго бывал в других странах, то скучал по своей Родине. Но и в России на одном месте он долго жить не мог.

Несколько лет Пётр Ильич работал журналистом в газете. Он писал заметки и сообщения для издательств, но не подписывался свои настоящим именем.

В честь великого композитора в 1956 по желанию жителей был назван город Чайковский. Раньше это было небольшое поселение рабочих, которое называлось Сайгатка. Постепенно оно разрослось до города. Он расположен на расстоянии 37 километров от посёлка, где родился музыкант.

Слайд 5

Человек и его судьба – это сложная философская тема на протяжении

Человек и его судьба – это сложная философская тема на протяжении

всей жизни болезненно волновала великого композитора. Постоянно терзаемый душевными муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе рока, стала «Симфония № 4», а продолжение эта тема получила в «Симфонии № 5»
Слайд 6

Премьерное исполнение Пятой симфонии состоялось 5 ноября того же года на

Премьерное исполнение Пятой симфонии состоялось 5 ноября того же года на

концерте Санкт-Петербургского филармонического общества, программа которого включала только произведения Петра Ильича. Московские меломаны познакомились с новым сочинением композитора 10 декабря на концерте, представленном Русским Музыкальным Обществом. В обеих столицах за дирижёрским пультом стоял сам автор. 
Слайд 7

Симфония № 5 (e-moll) начинается суровой и скорбной темой вступления в

Симфония № 5 (e-moll) начинается суровой и скорбной темой вступления в

исполнении первого и второго кларнета в унисон под угрюмый аккомпанемент струнных инструментов, звучащих в низком регистре. По своей сути это траурный марш, символизирующий неотвратимые, роковые силы, которые преследуют человека на протяжении всей жизни. Может быть поэтому композитор и проводит заявленную во вступлении мрачную тему судьбы сквозь всё произведение.
Слайд 8

Первая часть - Andante. Allegro con anima. Главная партия поначалу звучит

Первая часть - Andante. Allegro con anima.
Главная партия поначалу звучит очень тихо

и робко. В исполнении кларнета и фагота она по характеру близка теме вступления и поначалу тоже напоминает сумрачный марш. Далее музыка значительно преображается - движение становится порывистым. Постепенно нарастающая динамика приводит к эмоциональной кульминации раздела. Стремительно развивающаяся главная партия уступает место новому музыкальному образу - распевной с романтическим оттенком побочной партии, средним эпизодом которой является нежный и чувственный вальс. Затем лирическая тема прерывается резкими аккордами, возвращающими к драматическому музыкальному повествованию. В разработке накал столкновений усиливается, а трагизм музыки увеличивается.
Слайд 9

Слайд 10

Вторая часть - Andante cantabile, являющаяся ярчайшим образцом лирики Чайковского, начинается

Вторая часть - Andante cantabile, являющаяся ярчайшим образцом лирики Чайковского, начинается печальным

хоралом в исполнении струнных, на который затем накладывается задушевное соло валторны. К этому проникновенному напеву присоединяются лиричные мотивы кларнета и гобоя. Всё перерастает в красивую выразительную элегию , которую внезапно прерывает суровая тема рока. После кратковременной паузы тема элегии возвращается, но на этот раз она получает интенсивное развитие, и становиться более экспрессивной. Затем нарушая идиллическое настроение и как бы всё сметая на своём пути, опять врывается лейтмотив роковой судьбы, а за ним безрадостно звучит главная тема второй части.
Слайд 11

Третья часть. Allegro moderato. Это сладкозвучный лиричный вальс с красивой мелодической

Третья часть. Allegro moderato. Это сладкозвучный лиричный вальс с красивой мелодической линией переходящей

от одного инструмента к другому. Нежная тема раздела, уводящая от суеты и тревог в мир грёз, постепенно начинает энергично развиваться и приобретает свободу и широту. Всё смятение и беспокойство уходит и даже грозная тема судьбы в исполнении кларнета и фагота неназойливо напоминает о себе лишь в окончании части.
Слайд 12

Четвертая часть. Финал. Andante maestoso. Allegro vivace. Не успели прозвучать последние

Четвертая часть. Финал. Andante maestoso. Allegro vivace. Не успели прозвучать последние

звуки вальса, как подчёркнуто торжественно начинается заключительная часть. Поначалу это преображённая тема вступления, в виде замедленного марша, хотя теперь по колориту она представлена композитором как волевая и мужественная. Далее вторгается образ, напоминающий своим стремительным темпераментом и вихревым движением сцены народного празднества. Однако тема рока, прорезая звук всего оркестра, вновь и вновь пронзительно заявляет о себе. Впоследствии она утрачивает свой устрашающий оттенок и в блестящем торжествующем финале звучит в мажорном настроении.