Разновидности и элементы оперы. Крупнейшие оперные композиторы

Содержание

Слайд 2

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный

спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.
Слайд 3

Родиной оперы считается ИТАЛИЯ (16-17вв.), её «отцом» - композитор Клаудио МОНТЕВЕРДИ.

Родиной оперы считается ИТАЛИЯ (16-17вв.), её «отцом» - композитор Клаудио МОНТЕВЕРДИ.

Но

ещё в Древней Греции актёры исполняли трагедии нараспев, чтобы усилить воздействие на зрителей, а хор под музыкальное сопровождение выражал основную идею произведения.
Слайд 4

Уже в начале XV века родился итальянский оперный театр, где музыка

  Уже в начале XV века родился итальянский оперный театр, где музыка

и пение существовали в нерасторжимом единстве. Композиторы К. Монтеверди и Д. Скарлатти создали особый жанр - оперу-сериа (серьезную оперу). В XV веке в Италии появляется комическая опера (опера-буффа). 
Слайд 5

Родоначальником русской национальной оперы стал М. И. Глинка, который в начале

Родоначальником русской национальной оперы стал М. И. Глинка, который в начале

XIX века создал оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".
Слайд 6

Крупнейшие оперные композиторы: М. И. Глинка А. Г. Рубинштейн А. П.

Крупнейшие оперные композиторы:

М. И. Глинка
А. Г. Рубинштейн
А. П. Бородин
М. П. Мусоргский
Н. А. Римский-Корсаков
П. И. Чайковский
В. И. Ребиков
С. В. Рахманинов
И. Ф. Стравинский

Слайд 7

Лучшие русские оперы "Пиковая дама" Чайковского "Борис Годунов" Мусорского "Жизнь за

Лучшие русские оперы

"Пиковая дама" Чайковского "Борис Годунов" Мусорского "Жизнь за царя"

Глинки "Князь Игорь" Бородина "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича "Каменный гость" Даргомыжского "Золотой петушок" Римского-Корсакова "Евгений Онегин" Чайковского "Война и мир" Прокофьева «Похождения повесы» Стравинского
Слайд 8

Разновидности оперы Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых

общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно: большая опера полукомическая, комическая опера, романтическая опера, на романтический сюжет.
Слайд 9

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКИ, СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, ДЕКОРАЦИЙ И ТАНЦА.

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКИ, СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, ДЕКОРАЦИЙ И

ТАНЦА.
Слайд 10

Элементы оперы В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный

Элементы оперы

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр,

орган
Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы;— эпилог.
Части оперного произведения;— речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли .
Из симфонических — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Слайд 11

Слайд 12

Декорация – это оформление сцены и спектакля, общий вид места действия.

Декорация – это оформление сцены и спектакля,
общий вид места действия.

Слайд 13

ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ

ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ

Слайд 14

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки Увертюра – это музыкальное

Увертюра к опере
«Руслан и Людмила» М.И.Глинки

Увертюра – это музыкальное вступление
к

опере, балету или другому спектаклю
Слайд 15

Либретто— литературная основа большого вокального сочинения, светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.

Либретто— литературная основа большого вокального сочинения, светского или духовного, например оперы,

оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Слайд 16

солист ансамбль ОПЕРА хор оркестр

солист

ансамбль

ОПЕРА

хор

оркестр

Слайд 17

АРИЯ – занимает в опере главное место, исполняемая только соло, она

АРИЯ

– занимает в опере главное место, исполняемая только соло, она полно

характеризует героя и раскрывает его мир чувств и переживаний.
Слайд 18

Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей. К ним относятся дуэт, терцет

Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей.
К ним относятся дуэт, терцет (или

трио), квартет, квинтет и т. д.
Названия ансамблевых номеров – это латинские и итальянские термины, которые указывают количество певцов в ансамбле.

АНСАМБЛИ

Слайд 19

СТРОЕНИЕ ОПЕРЫ

СТРОЕНИЕ ОПЕРЫ

Слайд 20

Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей. Они различаются по

Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей. Они различаются по

составу хоров: мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков.
Слайд 21

ОРКЕСТР «…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых нет и

ОРКЕСТР

«…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не

может быть в вокальной мелодии, всегда несколько неопределённой в отношении драматического смысла: оркестр должен придать музыкальной мысли определённое движение и колорит – одним словом, придать ей характер, жизнь».
М.И.Глинка
Слайд 22

БАЛЕТНЫЕ СЦЕНЫ

БАЛЕТНЫЕ СЦЕНЫ