Российская музыка XX века

Содержание

Слайд 2

Основные направления музыки: Классическая музыка; Авторская, или бардовская, песня; Рок-музыка; Шансон; Поп-музыка. Экспериментальная и электронная музыка.

Основные направления музыки:

Классическая музыка;
Авторская, или бардовская, песня;
Рок-музыка;
Шансон;
Поп-музыка.
Экспериментальная и электронная музыка.

Слайд 3

СЛУШАТЬ: С. С. Прокофьев; балет «Ромео и Джульетта»; опера «Война и

СЛУШАТЬ:

С. С. Прокофьев; балет «Ромео и Джульетта»; опера «Война и мир»;

Д. Д. Шостакович; опера «Нос»; опера «Леди Макбет Мценского уезда»; Седьмая («Ленинградская») симфония;
музыкальный авангард; А. Г. Шнитке, «Первая симфония»
Слайд 4

Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого

Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого

наследия композитора. Оперная и балетная музыка С. С. Прокофьева (на примере известных сочинений). Музыка к кинофильмам.
Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Симфонические произведения композитора – вершина творческого наследия. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Оперное и балетное творчество. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям.
Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. Сочетание классических и современных традиций в творчестве композитора. Радикальное обновление музыкального языка (на примере известных сочинений)
Слайд 5

Классика В начале 20-го века русская музыкальная культура выдвинула талантливую плеяду

Классика

В начале 20-го века русская музыкальная культура выдвинула талантливую плеяду композиторов-новаторов

И. Стравинского и С. Прокофьева. Среди знаменитых мастеров старшего поколения были Н. Мясковский, Д. Кастальский. В советские годы возник, по существу, новый в отечественной музыке жанр - героическая оратория, получила развитие хоровая песня. Широкий размах приобретает детская музыка.
Слайд 6

Сергей Сергеевич Прокофьев Музыкальный мир С. С. Прокофьева.

Сергей Сергеевич Прокофьев

Музыкальный мир С. С. Прокофьева.

Слайд 7

8 опер, 7 балетов. 7симфоний, 7 концертов, большое количество камерных, фортепианных

8 опер, 7 балетов. 7симфоний, 7 концертов, большое количество камерных, фортепианных

и вокальных произведений, а также музыка к кинофильмам.

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891-1953), русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947), Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР /«Сталинская»/ (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951= всего ШЕСТИ!!!).

Слайд 8

Заметное место в творчестве Прокофьева занимает музыка к кинофильмам, например С.

Заметное место в творчестве Прокофьева занимает музыка к кинофильмам, например С.

М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1942-1945).
Слайд 9

В 1935 (6) году Прокофьев создал одно из лучших своих сочинений,

В 1935 (6) году Прокофьев создал одно из лучших своих сочинений,

балет «Ромео и Джульетта». Обращение к шекспировскому сюжету и сама ткань произведения были столь необычными, что артисты отзывались о музыке как о «неудобной». Сейчас этот замечательный балет чрезвычайно популярен.
Премьера состоялась в Ленинграде в 1940г. в знаменитом Кировском (сейчас Мариинском) театре. Главную партию в спектакле исполняла несравненная Г. С. Уланова. Музыка очень точно передавала драматизм происходящих событий, чувства и переживания героев. Вдохновенный и поэтичный образ юной Джульетты потряс публику до слёз .
Слайд 10

Опера «Война и мир» Среди оперных произведений композитора следует выделить оперу

Опера
«Война и мир»

Среди оперных произведений композитора следует выделить оперу «Война

и мир», над которой он работал больше, чем над
каким-либо другим произведением. На протяжении нескольких лет (с 1943 по 1952 г.) он вновь и вновь возвращался к ней, вносил
коррективы в драматургию, дописывал, изменял или исключал эпизоды. Невероятной казалась сама задача соотнесения оперы с литературным первоисточником. Более того, по замыслу
автора, в ней должен был звучать... подлинный текст романа Л. Н. Толстого...
Первая редакция спектакля была рассчитана на два вечера, но впоследствии опера приобрела привычные жанровые
рамки оперных спектаклей. Более 60 (!) персонажей, не считая массовки - гостей на балу, солдат, крестьян
и партизан...
Слайд 11

Опера «Война и мир» Лучшие картины оперы - это первый бал

Опера
«Война и мир»

Лучшие картины оперы - это первый бал Наташи

Ростовой ,
в котором звучит удивительный по красоте вальс, передающий
наивное очарование и изящную грацию юной девушки; это сцены в Отрадном и встреча Наташи со смертельно раненным Андреем Болконским в Мытищах.
Прокофьев уделял большое внимание народным и героическим темам в опере, особенно образу народного полководца М. И. Кутузова. Его замечательная ария «Бесподобный народ!»,
напоминающая распевы народных песен, придавала действию эпический размах и величие.
Слайд 12

Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов —русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов —русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы

петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Слайд 13

Александр Николаевич Скрябин Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и

Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист. Его творчество принято рассматривать

как стоящее совершенно особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.
Слайд 14

Шостакович создал произведения почти во всех музыкальных жанрах: 15 квартетов, 2

Шостакович создал произведения почти во всех музыкальных жанрах: 15 квартетов,

2 оперы, 3 балета, 6 инструментальных концертов, циклы романсов, сборник фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратория, музыку к кинофильмам и драматическим спектаклям.
Всемирную известность Шостаковичу принесла знаменитая Седьмая симфония – «Ленинградская», исполненная впервые в блокадном Ленинграде в 1942 году.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

(1906-1975)

Слайд 15

Опера «Нос» Большую известность композитору принесла постановка оперы «Нос» (1927-1928) по

Опера
«Нос»

Большую известность композитору принесла постановка оперы «Нос» (1927-1928) по повести

Н. В. Гоголя. В музыке перед изумлённой публикой разворачивалось «невероятное происшествие» с носом майора Ковалёва. Сатирический строй гоголевской повести, казалось, подсказывал композитору новый путь, в корне ломавший традиции оперного искусства. Всё в ней было на грани шаржа и гротеска, всё поворачивалось вспять, выворачивалось наизнанку. Вместо привычного пения слышалась
судорожная скороговорка, нестройный ансамбль из восьми дворников перебивал и не слышал друг друга. В фантастическое действие оказались втянутыми полицейские, цирюльник, персидский принц, бублики и зонтики ... Весёлые канканы сменяли галопы и польки. Возбуждённо сопел хор зевак .
Несмотря на то что опера воспроизводила события гоголевской России XIX в., в ней легко угадывалась сатира на мещанский быт советского времени.
Слайд 16

Опера «Леди Магбет Мценского уезда» Совсем иначе сложилась судьба второй оперы

Опера «Леди Магбет Мценского уезда»

Совсем иначе сложилась судьба второй оперы Шостаковича

«Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1930-1932) по
одноимённой повести Н. С. Лескова. Но теперь это была уже не пародия на оперу, а высокая трагедия с множеством гротесковых и сатирических сцен.

Главная героиня, Катерина Измайлова, пройдя через труднейшие испытания, бросала вызов окружающей жизни. Опера была тепло принята публикой, но в январе 1936 г. газета «Правда» опубликовала анонимную статью «Сумбур вместо музыки», в которой против композитора выдвигались обвинения в «крайнем формализме», «грубом натурализме» и «мелодическом убожестве».
Спустя несколько дней появилась вторая заказная статья «Балетная фальшь», направленная против музыки к балету «Светлый ручей». На этот раз Шостаковичу вменяли в вину «кукольное изображение жизни» и «формалистический подход к фольклору». Оперу и балет незамедлительно сняли с репертуара.

Слайд 17

Против композитора развернули беспрецедентную травлю. У него надолго была отнята возможность

Против композитора развернули беспрецедентную травлю. У него надолго была отнята возможность сочинять

то, что он хотел. Немногие тогда посмели протянуть руку помощи опальному композитору .

Оперу и балет незамедлительно сняли
с репертуара. Против композитора
развернули беспрецедентную травлю. У него надолго была отнята
возможность сочинять то, что он
хотел. Немногие тогда посмели
протянуть руку помощи опальному
композитору. Среди них была А. А.
Ахматова, посвятившая ему эти строки
стихотворения «Музыка»:
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле.
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Т. Т. Салахов. Портрет Дмитрия Шостаковича. 1974-1976 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 18

«Пятая симфония» - оптимистическая трагедия: симфония-монолог, рассказывающая о трудных поисках жизненного

«Пятая симфония» - оптимистическая трагедия: симфония-монолог, рассказывающая о трудных поисках жизненного

пути.

В конце 1930-х гг. Шостакович обратился к инструментальной и симфонической музыке. Одним из крупнейших произведений этого времени стала Пятая симфония (1937), которую многие назвали «оптимистической трагедией» композитора.
Это была симфония - монолог, искренне рассказывавшая о трудных поисках жизненного пути. В ней часто звучали монологи солирующих инструментов: флейты, скрипки, арфы и челесты. Произведение было единодушно признано одной из вершин русского
и мирового симфонизма.

Слайд 19

Ленинградская симфония Всемирную известность Шостаковичу принесла знаменитая Седьмая («Ленинградская») симфония, впервые

Ленинградская
симфония

Всемирную известность Шостаковичу принесла знаменитая Седьмая («Ленинградская») симфония, впервые исполненная в

осаждён ном Ленинграде .
Большой интерес представляет камерная и вокальная музыка Шостаковича. По мастерству и выразительности его струнные квартеты не уступали лучшим симфониям. Особое место в творчестве композитора занимала музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Ещё в послереволюционном
Петрограде Шостакович работал тапёром
в маленьких кинозалах, импровизируя
на фортепиано во время демонстрации немых кинолент. Когда с 1928 г. начинается эра киномузыки, он с удовольствием приходит в кинематограф, где создаёт ряд блестящих музыкальных произведений к фильмам: «Трилогия
о Максиме», «Иван Мичурин», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Падение Берлина», «Овод», «Гамлет», «Король
Лир». Песня из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой...») сразу же полюбилась слушателям .
Слайд 20

(24 ноября 1934, Энгельс — 3 августа 1998, Гамбург) Советский и

(24 ноября 1934, Энгельс — 3 августа 1998, Гамбург)

Советский и немецкий

композитор, педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Государственной премии Российской Федерации (1995). Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки.

Альфред Шнитке – Сказка странствий.

Музыкальный авангард А. Г. Шнитке.

Слайд 21

Заметным явлением отечественной музыкальной культуры стал музыкальный авангард, возникший на рубеже

Заметным явлением отечественной
музыкальной культуры стал
музыкальный авангард, возникший
на рубеже 1960-1970-х гг. Его
талантливыми

представителями
являются А. Г. Шнитке (1934-1998),
С. А. Губайдулина (р. 1931), Э. В.
Денисов (1929-1996). Творчество
каждого из них - это новаторский
поиск, смелость и оригинальность
в решении музыкальных тем,
эмоциональность исполнительской
манеры.

Альфред Шнитке (1934-1998)

Альфред Шнитке – русский композитор. Является одним из ведущих мастеров современной музыки, синтезирующей в творчестве классические тенденции и разнообразные элементы современной композиторской техники. Среди сочинений: оперы «Жизнь с идиотом», «Одиннадцатая заповедь»; балет «Пер Гюнт»; Реквием, 12 инструментальных концертов, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам: «Рикки-Тики-Тави» и «Мертвые души». После смерти композитора в его честь названо музыкальное учебное заведение.

Слайд 22

Творчеству Шнитке всегда были присущи ярко выраженная философская направленность, обращение к

Творчеству Шнитке всегда были присущи ярко выраженная философская направленность, обращение к

важнейшим духовным проблемам человечества, масштабность мышления и яркая эмоциональная выразительность. Его музыка предлагала слушателям задуматься о смысле жизни и преодолении смерти, об извечном противостоянии добра и зла, силе человеческого страдания и веры.

Каждое произведение композитора
являлось отражением глубокого
внутреннего убеждения, выраженного в
этих словах, полных гуманистического
смысла: «…для меня нет ощущения
фатальности зла даже в самой страшной
ситуации. Его нет, потому что остаётся
неизменной всегда проявляющаяся в
человеке некая добрая суть».
Пожалуй, ни один композитор не
осуществлял в своей практике такой
грандиозный эксперимент с прошлым,
какой проводил Шнитке.
А. Г. Шнитке принадлежит заслуга в
создании универсального композиторского
метода полистилистики - соединения в
одном произведении элементов разных
стилей. «Игра» чужими стилями,
цитирование, коллаж, намёк становятся
основой художественной концепции
большинства его сочинений. Композитор
смело вводит элементы например, В. А.
Моцарта, Э. Грига, И. О. Дунаевского.

А. Шнитке. Фото

Слайд 23

«Вообще, самое замечательное в Шнитке - это всеобъемлющий, всеохватывающий гений. Шнитке

«Вообще, самое замечательное в Шнитке - это всеобъемлющий, всеохватывающий гений. Шнитке

использует всё, что было выдумано до него, использует как палитру, как краски» (М. Л. Ростропович).

Так, в Первой симфонии (1972) дана
широчайшая панорама музыки многих
стилей, жанров и направлений. В
одном произведении представлена
музыка классическая, авангардная,
древние хоралы, вальсы, польки,
марши, песни, гитарные наигрыши
и джаз.
Шнитке успешно работал почти во
всех традиционных жанрах - от опер и
симфоний до музыки к кинофильмам.
Каталог его произведений включает
более 70 наименований. Среди них
есть оперы, музыка к балетам,
симфонии, концерты для солирующих
инструментов с оркестром, вокальные
и хоровые сочинения. Особое место в
его творчестве занимает духовная
музыка. Шнитке является автором
музыки к десяткам игровых,
документальных и мультфильмов,
созданных известными режиссёрами,
а также музыки к драматическим
спектаклям для МХАТ и Театра на
Таганке в Москве.

А. Шнитке (справа) и альтист Ю. Тканов. 1992 г.

Слайд 24

Авторская песня БардыБарды (Владимир ВысоцкийБарды (Владимир Высоцкий, Булат ОкуджаваБарды (Владимир Высоцкий,

Авторская песня

БардыБарды (Владимир ВысоцкийБарды (Владимир Высоцкий, Булат ОкуджаваБарды (Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий ВизборБарды (Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр

Галич) представляли собой отдельную субкультуру, они исполняли, в основном, авторские песни под акустическую гитару. Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный  жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950-1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества. 
Слайд 25

Владимир Семенович Высоцкий Владимир Семёнович Высоцкий — советский актёр, поэт и

Владимир Семенович Высоцкий

Владимир Семёнович Высоцкий  — советский актёр, поэт и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии

СССР (1987 —посмертно). Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.
По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, абсолютному большинству (98%) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.
Слайд 26

Булат Шалвович Окуджава Булат Шалвович Окуджава — советский и российский поэт,

Булат Шалвович Окуджава

Булат Шалвович Окуджава — советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот

авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
Слайд 27

Рок-музыка Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и/или

Рок-музыка

Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и/или созданная музыкантами из России. Русский рок

зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западной, рок-музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ.
Слайд 28

Виктор Робертович Цой Виктор Робертович Цой — советский рок-музыкант, автор песен

Виктор Робертович Цой

Виктор Робертович Цой — советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и

лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах.
Слайд 29

гр.«Гражданская оборона» Гражданская оборона» — советская — советская и российская —

гр.«Гражданская оборона»

Гражданская оборона» — советская — советская и российская — советская и российская рок-группа — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске — советская и российская рок-группа, основанная

8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк с сильнымгаражным — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк с сильнымгаражным влиянием, сохранявшимся на протяжении всего творчества, к концу 1980-х гг. эволюционировала в авангардныйнойз-рок — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк с сильнымгаражным влиянием, сохранявшимся на протяжении всего творчества, к концу 1980-х гг. эволюционировала в авангардныйнойз-рок с элементами хардкора — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк с сильнымгаражным влиянием, сохранявшимся на протяжении всего творчества, к концу 1980-х гг. эволюционировала в авангардныйнойз-рок с элементами хардкора, а в 1990-х гг. сместилась в сторону психоделического рока — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк с сильнымгаражным влиянием, сохранявшимся на протяжении всего творчества, к концу 1980-х гг. эволюционировала в авангардныйнойз-рок с элементами хардкора, а в 1990-х гг. сместилась в сторону психоделического рока и шугейза — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым иКонстантином Рябиновым. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк с сильнымгаражным влиянием, сохранявшимся на протяжении всего творчества, к концу 1980-х гг. эволюционировала в авангардныйнойз-рок с элементами хардкора, а в 1990-х гг. сместилась в сторону психоделического рока и шугейза. «Гражданская оборона» являлась одной из наиболее влиятельных панк-рок-групп России и СССР. Группа распалась в 2008 году в связи со смертью Егора Летова[1].
Слайд 30

гр.«Аквариум» и «Зоопарк» «Аква́риум» — одна из старейших российских рок-групп. Состав

гр.«Аквариум» и «Зоопарк»

«Аква́риум» — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за

40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн, Дюша Романов — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн, Дюша Романов, Всеволод Гаккель — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн, Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Майк Науменко — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн, Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Майк Науменко, Сергей Курёхин — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн, Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Майк Науменко, Сергей Курёхин,Олег Сакмаров — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн, Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Майк Науменко, Сергей Курёхин,Олег Сакмаров, Борис Рубекин — одна из старейших российских рок-групп. Состав участников за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только певец и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Михайл Файнштейн, Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Майк Науменко, Сергей Курёхин,Олег Сакмаров, Борис Рубекин, Эдмунд Шклярский и многие другие.
«Зоопарк» — советская рок-группа, образованная в 1981 году[1] в Ленинграде в Ленинграде. В разное время с ними играли музыканты из«Аквариума» и других ленинградских рок-групп.Стили: ритм энд блюз, рок н ролл. Основатель и лидер группы — Майк Науменко. Умер в 1991г.
Слайд 31

Шансон Русский шансон — это песня характерного асоциального персонажа, часто исполняемая

Шансон

Русский шансон — это песня характерного асоциального персонажа, часто исполняемая от первого

лица.
Русский шансон (по аналогии с французским шансоном) — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки: бардовская песня, городской романс, военные, эмигрантские и некоторые эстрадные песни. В российской музыкальной индустрии термин «русский шансон» был введён как эвфемизм в 1990-х годах, когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению, и популяризован одноимённой радиостанцией.
Слайд 32

Аркадий Северный Арка́дий Се́верный (настоящее имя — Арка́дий Дми́триевич Зве́здин; 12

Аркадий Северный

Арка́дий Се́верный (настоящее имя — Арка́дий Дми́триевич Зве́здин; 12 марта; 12 марта 1939; 12 марта 1939, Иваново; 12 марта 1939, Иваново — 12

апреля; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980,Ленинград; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980,Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980,Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980,Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980,Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой.
Слайд 33

Поп-музыка Жанры поп-музыки, распространённой в современной России и странах СНГ начали

Поп-музыка

Жанры поп-музыки, распространённой в современной России и странах СНГ начали своё развитие

ещё во времена бывшего СССР и несколько отличались от сходных направлений как на Западе, так и на Востоке. От американской поп-музыки советская отличалась большей лиричностью, отказом от ярких сексуальных подтекстов песни, наличием табу на употребление мата, цензурой, большей яркостью и выразительностью текста, что отчасти было связано с в основном некоммерческой формой данного вида музыки в СССР и меньшим использованием (а зачастую и отсутствием) передовой музыкальной техники в стране по той же причине.
Слайд 34

Алла Борисовна Пугачева Алла Борисовна Пугачёва — советская и российская эстрадная

Алла Борисовна Пугачева

Алла Борисовна Пугачёва — советская и российская эстрадная певица, композитор, эстрадный режиссёр, продюсер, киноактриса и телеведущая. Народная артистка СССР (1991). Лауреат Государственной премии

РФ (1995).
В её репертуар входит более 500 песен на русском, английском, французском, иврите, немецком, финском, украинском языках; а дискография насчитывает более 100 сольных пластинок, CD и DVD дисков. Помимо России и стран бывшего СССР альбомы Пугачёвой издавались в Японии, Корее, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Чехословакии и Болгарии. Общий тираж дисков превысил 250 миллионов экземпляров.
Слайд 35

Дарк-психоделик-транс (англ. dark psytrance, тёмный псай (dark psy), чёрный транс (black

Дарк-психоделик-транс (англ. dark psytrance, тёмный псай (dark psy), чёрный транс (black trance), хоррор-транс

(horror trance), хоррор-псай (horror psy)) — наиболее быстрое и искажённое ответвление психоделик-транса)) — наиболее быстрое и искажённое ответвление психоделик-транса, с ускоренным бит-ритмом (145—180 ударов в минуту) и поэтому характеризуемое как «тёмное».[1][2] Поджанр возник в России Поджанр возник в России и Германии в середине 1990-х годов. В дальнейшем стиль распространился по всему остальному миру. Атмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиентаАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыкиАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркораАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойзаАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриалаАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как XenomorphАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, ParasenseАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-AlАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы металаАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы метала, особенно блэк-металаАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы метала, особенно блэк-метала и индастриал-металаАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы метала, особенно блэк-метала и индастриал-метала KindzadzaАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы метала, особенно блэк-метала и индастриал-метала Kindzadza, HighkoАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы метала, особенно блэк-метала и индастриал-метала Kindzadza, Highko, CosmoАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы метала, особенно блэк-метала и индастриал-метала Kindzadza, Highko, Cosmo, Dark SohoАтмосфера дарк-транса сформировалась на основе большого количества жанров: дарк-эмбиента, конкретной музыки, даркора, пауэр-нойза и индастриала. Одни исполнители её создают, делая её «готической» и «бродящей» (такие исполнители как Xenomorph, Parasense и Kemic-Al), другие же вносят в атмосферу транса элементы метала, особенно блэк-метала и индастриал-метала Kindzadza, Highko, Cosmo, Dark Soho и Baphomet Engine. В РФ: Molokola (Russia), Parasense (Russia).
Слайд 36

Зарубежная музыка 20 века

Зарубежная музыка 20 века

Слайд 37

10 симфоний, циклы песен «Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика», симфония-кантата

10 симфоний, циклы песен «Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика», симфония-кантата

«Песня о земле».

Густав Малер ( 1860-1911) – австрийский композитор и дирижёр

Слайд 38

Сюита «1922», комическая опера «Новости дня», цикл концертов «Камерная музыка», сочинение

Сюита «1922», комическая опера «Новости дня», цикл концертов «Камерная музыка», сочинение

для фортепиано «Игра тональностей», опера «Гармония мира».

Пауль Хиндемит (1895-1963) – немецкий композитор

Слайд 39

Цикл сценических кантат «Триумфы»: «Баварские песни», «Песни Катулла», «Триумф Афродиты». Карл

Цикл сценических кантат «Триумфы»: «Баварские песни», «Песни Катулла», «Триумф Афродиты».

Карл Орф

(1895-1982) – немецкий композитор и педагог
Слайд 40

Оперы: «Юдифь», «Антигона» . Оратории и кантаты: «Царь Давид» «Крики мира»

Оперы: «Юдифь», «Антигона» .
Оратории и кантаты: «Царь Давид»
«Крики мира»
«Жанна д’Арк

на костре»
«Пляска мёртвых» Рождественская кантата
Симфоническая музыка.

Артур Онеггер (1892-1955) –французский композитор

Слайд 41

Кантаты «Слава», «Стояла Матерь скорбящая», «Лик человеческий», оперы «Диалоги кармелиток», «Человеческий

Кантаты «Слава», «Стояла Матерь скорбящая», «Лик человеческий», оперы «Диалоги кармелиток», «Человеческий

голос».

Франсис Пуленк (1899-1963) – французский композитор

Слайд 42

Балет «Любовь-волшебница». Опера «Жизнь коротка» (1905). Четыре испанские пьесы. Ночи в

Балет «Любовь-волшебница».
Опера «Жизнь коротка» (1905).
Четыре испанские пьесы.
Ночи в садах Испании, сюита

для фортепиано с оркестром.

Мануэль де Фалья (1876-1946) – испанский композитор

Слайд 43

Цикл фортепианных миниатюр «Микрокосмос», 3 концерта для фортепиано, опера «Замок герцога

Цикл фортепианных миниатюр «Микрокосмос», 3 концерта для фортепиано, опера «Замок герцога

Синяя Борода», балеты «Деревянный принц», «Чудесный мандарин».

Бела Барток (1881-1945) – венгерский композитор

Слайд 44

Оперы «Питер Граймс», «Поворот винта», «Река Кэрлью»,»Пещное действо», «Блудный сын», «Военный

Оперы «Питер Граймс», «Поворот винта», «Река Кэрлью»,»Пещное действо», «Блудный сын», «Военный

реквием».

Бенджамин Бриттен (1913-1976) – английский композитор

Слайд 45

Джон Кейдж (США) Музыкальный авангард Пьер Булёз (Франция)

Джон Кейдж (США)

Музыкальный авангард

Пьер Булёз (Франция)

Слайд 46

Карлхайнц Штокхаузен (Германия)

Карлхайнц Штокхаузен (Германия)

Слайд 47

Рок-н-ролл. Элвис Пресли (1935-1977). США

Рок-н-ролл. Элвис Пресли (1935-1977). США

Слайд 48

Биг-бит. «Битлз» Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр, Джон Леннон.

Биг-бит. «Битлз»

Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр, Джон Леннон.

Слайд 49

Британский блюз. «Роллинг Стоунз»

Британский блюз. «Роллинг Стоунз»

Слайд 50

Хард-рок. «Дип Пёпл» («Яркий пурпур»)

Хард-рок. «Дип Пёпл» («Яркий пурпур»)

Слайд 51

Хард-рок. «Лед Зеппелин» («Свинцовый дирижабль»)

Хард-рок. «Лед Зеппелин» («Свинцовый дирижабль»)

Слайд 52

Глэм-рок. Элтон Джонс. Англия

Глэм-рок. Элтон Джонс. Англия