Способности и профессионально важные качества музыканта

Содержание

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Слайд 3

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ АБСОЛЮТНЫЙ АКТИВНЫЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПАССИВНЫЙ СИНЕСТЕЗИЧЕСКИЙ ПСЕВДОАБСОЛЮТНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ
АБСОЛЮТНЫЙ АКТИВНЫЙ
АБСОЛЮТНЫЙ ПАССИВНЫЙ
СИНЕСТЕЗИЧЕСКИЙ
ПСЕВДОАБСОЛЮТНЫЙ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ
МЕЛОДИЧЕСКИЙ
ГАРМОНИЧЕСКИЙ
ТЕМБРОВЫЙ (ТЕМБРО-ДИНАМИЧЕСКИЙ)
ФАКТУРНЫЙ
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ
ВНУТРЕННИЙ

Слайд 4

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ Ориентирован на восприятие отдельных звуков как таковых Взаимосвязь с

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ

Ориентирован на восприятие отдельных звуков как таковых
Взаимосвязь с музыкальностью наименьшая

из всех видов музыкального слуха
Относится к сенсорно-перцептивному уровню музыкального восприятия
Зонная природа (отклонения до 0,25 тона)
Рекомендуемый порог различения: 0,12 тона (специальное МО), 0,12-0,32 (общее МО), более 0,7 (не иметь отношения к музыке) [К. Сишор]
Слайд 5

Звуковысотный слух композиторов АБСОЛЮТНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ Моцарт Лист Римский-Корсаков Скрябин Чайковский Григ Вагнер Шуман Мейербер Вебер

Звуковысотный слух композиторов

АБСОЛЮТНЫЙ

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ

Моцарт
Лист
Римский-Корсаков
Скрябин

Чайковский
Григ
Вагнер
Шуман
Мейербер
Вебер

Слайд 6

ДИАГНОСТИКА ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА Этап 1. Диагностика абсолютного активного слуха. Задача испытуемого

ДИАГНОСТИКА ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА

Этап 1. Диагностика абсолютного активного слуха. Задача испытуемого –

быстро и точно напевать их без применения вспомогательных приёмов. Предлагается 36 названий в темпе 24 удара метронома в минуту.
Этап 2. Диагностика абсолютного пассивного и синестезического слуха. Испытуемому необходимо называть звук сразу после его предъявления. При возникновении цветовых или вкусовых ассоциаций нужно указать их перед названием звука. Темп – 40 уд.
Этап 3. Диагностика псевдоабсолютного слуха. Процедура аналогична диагностике на 2-м этапе. Темп замедляется до 15 уд.
Оценочная шкала диагностики: менее 9 ответов – отриц., 9-18 – удовл., 18-27 – хорошо, 27-36 – отлично.
Слайд 7

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА Регулярные занятия сольфеджио и на музыкальном инструменте Пение

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА

Регулярные занятия сольфеджио и на музыкальном инструменте
Пение с опорой

на звучание инструмента как эталонное
Интонирование отдельных элементов музыкальной речи
Слуховой анализ
Подбор по слуху
Транспонирование
Сольфеджирование разучиваемых произведений
Чередование фраз, исполненных на инструменте и голосом [метод Г. Нейгауза]
Слайд 8

МЕЛОДИЧЕСКИЙ СЛУХ Представляет собой способность к восприятию одноголосной ладоокрашенной мелодии Обеспечивает

МЕЛОДИЧЕСКИЙ СЛУХ

Представляет собой способность к восприятию одноголосной ладоокрашенной мелодии
Обеспечивает целостное восприятие

мелодии
Нацелен на восприятие настроения, художественного образа
Обеспечивает узнавание мелодии
Опирается на ладовое чувство, включает в себя интервальный слух
Представляет собой единство ощущений высоты звука и его ладовой функции
Слайд 9

ДИАГНОСТИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА Методика диагностики основана на определении различий в вариантах

ДИАГНОСТИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА

Методика диагностики основана на определении различий в вариантах предлагаемой

мелодии путём сравнительного анализа
Способ 1. Испытуемому предлагается известная ему мелодия с изменениями для выявления им неточностей.
Способ 2. Знакомая испытуемому мелодия исполняется в различных ладах. Нужно охарактеризовать изменения, в том числе в эмоционально-образном и ассоциативном аспектах.
Слайд 10

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА Проигрывание / пропевание мелодии без сопровождения Проигрывание мелодии

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА

Проигрывание / пропевание мелодии без сопровождения
Проигрывание мелодии с аккомпанементом,

имеющим упрощённую фактуру
Укрупнённое, рельефное проигрывание мелодии на фоне облегчённого аккомпанемента
Слайд 11

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СЛУХ Дифференцированное слышание в звуковой ткани движение одновременно двух и

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СЛУХ

Дифференцированное слышание в звуковой ткани движение одновременно двух и более

голосов
Умение слышать горизонталь музыкальной ткани
Реализует такие свойства музыкального восприятия, как избирательность и предметность
Слайд 12

РАЗВИТИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛУХА Поочерёдное исполнение (голосом / на инструменте) всех голосов

РАЗВИТИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛУХА

Поочерёдное исполнение (голосом / на инструменте) всех голосов
Попарное исполнение

голосов в различных комбинациях (контурное двухголосие, верхние голоса, нижние голоса, сопрано-тенор и т. п.)
Пение одного голоса с одновременной игрой остальных (в различных комбинациях)
Исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем
Рельефное выделение одного голоса на фоне остальных
Слайд 13

ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ Представляет собой способность к восприятию созвучий и гармонических последовательностей

ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ

Представляет собой способность к восприятию созвучий и гармонических последовательностей
Ориентирован на

горизонталь музыкальной ткани
Развивается на основе ладового чувства
Опирается на ладовые и фонические функции гармонии
Слайд 14

ДИАГНОСТИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА Методика диагностики ГС основана на целостности восприятия аккорда.

ДИАГНОСТИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА

Методика диагностики ГС основана на целостности восприятия аккорда. Экспериментатор исполняет

на фортепиано 10 не связанных между собой аккордов (по 2-3 сек. на каждый). Испытуемый фиксирует условное обозначение непосредственно во время его звучания. Оценка производится по 5-балльной шкале.
Слайд 15

РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА Гармонический анализ музыкальной ткани Вслушивание в созвучия в

РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА

Гармонический анализ музыкальной ткани
Вслушивание в созвучия в процессе исполнения

произведения в медленном темпе
Извлечение из музыкальной ткани «гармонических экстрактов»[метод
Л. Оборина]
Пропевание аккордов в мелодическом изложении
Варьирование фактуры на единой гармонической основе
Гармонизация мелодий
Подбор аккомпанемента
Транспозиция
Слайд 16

ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКА Способность слышать окраску тона, специфика звучания которого

ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ

ОСОБЕННОСТИ

ДИАГНОСТИКА

Способность слышать окраску тона, специфика звучания которого обусловлена акустическими особенностями

источника звука
Характеризуется способностью индивида идентифицировать источник
Влияние закономерностей синестезии на развитие тембрового слуха

Диагностика производится посредством предъявления к.-л. музыкального фрагмента в последовательно дифференцированном его исполнении различными инструментами и голосами. Тест-игра «Тембровые прятки» [В. Анисимов]. Уровни: высокий, средний, низкий

Слайд 17

ДИАГНОСТИКА ТЕМБРОВОГО СЛУХА

ДИАГНОСТИКА ТЕМБРОВОГО СЛУХА

Слайд 18

РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА Воображаемая оркестровка Проигрывание произведения в различных штриховых вариантах

РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА

Воображаемая оркестровка
Проигрывание произведения в различных штриховых вариантах
Описание слуховых ощущений

в понятиях, свойственных другим видам ощущений
Проигрывание произведения с преувеличенной нюансировкой
Слайд 19

ВНУТРЕННИЙ СЛУХ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ Физиологическая основа – проторение нервных путей и

ВНУТРЕННИЙ СЛУХ

ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ

Физиологическая основа – проторение нервных путей и формирование «следов» в

коре головного мозга
Взаимосвязь с музыкально-слуховыми представлениями

Подбор по слуху и транспонирование
Пение фраз поочерёдно «вслух - про себя»
Формирование слухового образа музыкального произведения до начала исполнения

Слайд 20

Структура музыкально-ритмической способности уровни Способность к восприятию ритмического рисунка Способность к

Структура музыкально-ритмической способности

уровни

Способность к восприятию ритмического рисунка

Способность к восприятию метра

Способность к восприятию

темповых соотношений

Сенсорный

Мыслительный

Представленческий

Слайд 21

Стадии формирования ЧУВСТВА РИТМА Чувство темпа – способность к восприятию и

Стадии формирования ЧУВСТВА РИТМА

Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению относительной

скорости музыкального движения. Сначала дети овладевают быстрым и средним темпом (до 5 лет). В последнюю очередь - эталоном медленного темпа (6-7 лет)
Чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков на основе метрической пульсации. От 2-хдольных к 3-хдольным метрам (скачок – к 5 годам).
Чувство ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений между звуками и паузами различной длительности (начало развития – 6-7 лет).
Слайд 22

Диагностика чувства музыкального ритма Традиционная диагностическая методика: воспроизведение / запись ритмического

Диагностика чувства музыкального ритма

Традиционная диагностическая методика: воспроизведение / запись ритмического рисунка,

определение метра и размера
Диагностика способности к восприятию темповых соотношений связана с пониманием формы, а потому целесообразно анализ формы на слух совместить с определением темповых соотношений
Методика диагностики музыкального слуха и МРС в среднем и высшем звеньях ПО: предъявление знакомого музыкального материала в аудиозаписи, содержащей разного рода отклонения от композиторского текста. Бланк №1 – ноты с теми же ошибками, которые необходимо исправить. Бланк №2 – лист нотной бумаги с пронумерованными тактами. В соответствующем такте указать вид ошибки
Слайд 23

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ Моторная природа ритма: усвоение детьми системы музыкально-ритмических эталонов

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ

Моторная природа ритма: усвоение детьми системы музыкально-ритмических эталонов путём

двигательного моделирования
Развитие ЧР на основе проникновения в образно-поэтический строй музыки
Осмысление смысловой единицы в ритмической организации музыки – фразы, периода
Охват целостного ритмического содержания произведений
Упражнения:
Дирижирование воображаемым исполнением произведения по нотам [Г. Нейгауз]
Искусственная остановка во время игры и арифметическое просчитывание 2-3-х пустых тактов [Г. Цыпин]
Прохлопывание рисунка, тактирование, сольмизация, арифметический счёт и т. п.
Слайд 24

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКА Является частным проявлением общей эмоциональности

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

ОСОБЕННОСТИ

ДИАГНОСТИКА

Является частным проявлением общей эмоциональности
Отражает эмоции, являющиеся содержанием

музыки
Нейродинамическая основа – сочетание лабильности и слабости НС
Обратнопропорциональная связь эмоциональной чувствительности с надёжностью в концертном выступлении

Диагностика лабильности НС в зрительном анализаторе (Активациометр – 9К)
Метод наблюдения за внешними реакциями человека (мимика, пантомимика)
Метод экспертных оценок

Слайд 25

Слайд 26

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ: РАЗВИТИЕ Поиск и понимание детерминант эмоционального содержания

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ: РАЗВИТИЕ

Поиск и понимание детерминант эмоционального содержания музыки
Воплощение типичных

эмоциональных переживаний, понятного публике эмоционального мира
Стремление к созданию уникального и конкретного художественного образа в исполнительской интерпретации
Слайд 27

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Способность к запоминанию, сохранению, узнаванию и воспроизведению музыкального материала

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Способность к запоминанию, сохранению, узнаванию и воспроизведению музыкального материала
Структура музыкальной

памяти
Эмоциональная память
Образная память
Слуховая
Зрительная
Осязательная
Вкусовая
Обонятельная
Словесно-логическая
Слайд 28

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ Тесно связаны с чувством ритма, музыкально-слуховыми представлениями и музыкальностью

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Тесно связаны с чувством ритма, музыкально-слуховыми представлениями и музыкальностью в

целом [М. С. Старчеус]
Включают в себя степень выраженности и координацию двигательных, психодвигательных и психических компонентов
Признаки музыкально-двигательной одаренности
– точность ощущения и запоминания расстояний (на клавиатуре, грифе...);
– развитое мышечно-осязательное чувство (обусловливает образно-смысловую точность ощущений прикосновения к грифу или клавиатуре);
– способность точно подражать движениям, «схватывать» и воспроизводить их;
– способность быстро переходить от одного типа движений к другому, от движения к покою и наоборот (что свидетельствует о потенциальной гибкости двигательной системы, о высоком уровне её саморегуляции);
– способность одновременно разными руками (рукой и ногой) выполнять движения разных типов, например, вращательное – одной рукой и колебательное – другой и т. п. (эта способность определяет управляемость двигательного аппарата);
– скорость образования двигательных привычек (может быть признаком высокой двигательной обучаемости).
Слайд 29

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА МУЗЫКАНТА - фенотипические характеристики (т.е. сочетающие в себе

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА МУЗЫКАНТА

- фенотипические характеристики (т.е. сочетающие в себе врождённые

и приобретённые свойства) человека, отражающие уровень проявления какого-либо психического процесса либо характеристику движений
Слайд 30

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА МУЗЫКАНТА ОБЩЕМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ Сенсорно-перцептивные Эмоциональные Мнемические Интеллектуальные Имажинитивные

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА МУЗЫКАНТА

ОБЩЕМУЗЫКАЛЬНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ

Сенсорно-перцептивные
Эмоциональные
Мнемические
Интеллектуальные
Имажинитивные
Нравственные

Психомоторные
Артистизм
Надёжность в концертном выступлении
Аттенционные
Коммуникативные
Волевые

Слайд 31

ДИАГНОСТИКА ПВК: АРТИСТИЗМ Компоненты артистизма: сценическое перевоплощение, сценические движения, сценическое внимание.

ДИАГНОСТИКА ПВК: АРТИСТИЗМ

Компоненты артистизма: сценическое перевоплощение, сценические движения, сценическое внимание.
Метод диагностики

сценического внимания – самооценка. Теснота эмоционального контакта музыканта-исполнителя с публикой пропорциональна объёму сценического внимания. Индикатор объёма сценического внимания – активность и скорость возникновения эмоциональной реакции публики.