Содержание
- 2. И.Бах ХТК I том фуга c-moll: экспозиция заканчивается совершенным кадансом в тональности III ступени, что служит
- 3. В большинстве случаев каденции совпадают с началом проведения темы в новой тональности.Если тема вступает на фоне
- 4. Композиция средней части. Средняя часть фуги может строиться либо единым, монолитным развитием, либо члениться на ряд
- 5. Перегармонизация темы. Существенным средством развития, применяемого преимущественно в средних частях фуги (иногда и в заключительных), служат
- 6. В фугах с мажорной основной тональностью проведения в средней части (групповые или одиночные) чаще начинаются в
- 7. Подготовка новой тональности бывает и косвенной. В фуге c-moll из I ХТК каноническая секвенция движется так,
- 8. Приемы развития. Контрапунктическая техника. Существенную роль в формообразовании фуги играет техника инвенционного письма. Имитации с их
- 9. В четырёх - или пятиголосных фугах становится практически обязательным смена количества голосов. Возникает выразительное развитие самой
- 10. Удержанное противосложение в средних частях может периодически или совершенно опускаться.
- 12. Скачать презентацию
И.Бах ХТК I том фуга c-moll: экспозиция заканчивается совершенным кадансом в
И.Бах ХТК I том фуга c-moll: экспозиция заканчивается совершенным кадансом в
В том случае если интермедия на грани частей модулирует, но не завершается заключительной каденцией, то она относится к средней части.
В том случае если интермедия на грани частей модулирует, но не завершается заключительной каденцией, то она относится к средней части.Так, например,происходит в фуге As-dur I тома, где после дополнительного проведения темы в теноре интермедия модулирует в тональностьVI ступени, в которой происходит первое проведение темы в средней части.
В большинстве случаев каденции совпадают с началом проведения темы в новой
В большинстве случаев каденции совпадают с началом проведения темы в новой
И. Бах. Фуга C-dur II ХТК, т.т.21-22, начало средней части с проведения темы G-dur -d-moll:
Из 48 фуг ХТК только в трёх (D-dur I, fis-moll I, gis-moll I) начало средней части падает на интермедию, идущую вслед за экспозицией.
Как уже упоминалось, одним из важнейших признаков начала средней части служит проведения темы в новых тональностях (групповые и одиночные). В этом отношении, как и в количестве проведений темы, в средней части наблюдается почти абсолютная свобода.Так, например, в фуге F-dur II ХТК вся средняя часть, лишённая полных проведений темы, построена на имитационных проведениях и развитии отрывков темы (т.т25-51), являясь как бы большой интермедией.
В фуге Fis-dur I ХТК после двух дополнительных проведений, из которых второе завершается совершенной заключительной каденцией в тональности доминанты, начинается средняя часть. Её вступление ─ третья по счёту интермедия ─ приводит к единственному в средней части проведению темы в тональности тонической параллели (dis). Эта интермедия представляет собой несколько сжатый вариант первой интермедии, определяющей экспозицию от первого дополнительного проведения темы. За проведением темы в dis-moll следует самая большая интермедия, окончание которой, модулируя в основную тональность, подготавливает начало заключительной части фуги.
Композиция средней части.
Средняя часть фуги может строиться либо единым, монолитным развитием,
Композиция средней части.
Средняя часть фуги может строиться либо единым, монолитным развитием,
В фугах, где в средних частях нет развитых интермедий, широко используются различные имитационные сочетания, наблюдается тенденция к рондовости, к неоднократному возвращению главной тональности (фуга C-dur I ХТК).
.
Среднюю часть фуги es-moll, в которой интермедии играют небольшую роль, можно разделить на три раздела соответственно полифоническим приёмам работы с темой. В первом и третьем разделах тема имитируется в прямом движении, а во втором - в обращении. Разделы средней части отчленены кадансами.
Приемы развития.
Работа с темой
В развивающем разделе содержится хотя бы одно проведение темы (Fis-dur из I тома ХТК), но обычно их больше; групповые проведения часто строятся по типу соотношения темы и ответа (фуга f-moll из II ХТК), так что иногда развивающий раздел напоминает экспозицию в побочной тональности (e-moll, там же).
Активно используются приёмы преобразования темы фуги: увеличение, уменьшение, ракоход, обращение, ритмические и интонационные изменения, ладовая окраска тем, стретты (в том числе и неполные), расширение регистра проведений темы, по сравнению с экспозицией.
Перегармонизация темы.
Существенным средством развития, применяемого преимущественно в средних частях фуги (иногда
Перегармонизация темы.
Существенным средством развития, применяемого преимущественно в средних частях фуги (иногда
Тональный планпроведения темы.
В 48 фугах «ХТК», размеры которых иногда значительны, имеется очень мало примеров выхода за пределы первой степени родства. Порядок введения родственных тональностей в средней части фуги неограничен, но известные общие закономерности наблюдаются и здесь. В начале раздела обычно используется параллельная тональность, дающая новую ладовую окраску (Es-dur, g-moll из I тома ХТК), в конце раздела - тональности группы субдоминанты (F-dur из I тома - d-moll и g-moll). Не исключаются и другие варианты тонального развития, например, в фуге f-moll из II тома ХТК: As-dur-Es-dur-c-moll). Выход за пределы тональностей первой степени родства свойствен фугам более позднего времени. Приводим тональный план средней части фуги d-moll из I части Реквиема Моцарта: F-dur-g-moll-c-moll-B-dur-f-moll.
В фугах с мажорной основной тональностью проведения в средней части
В фугах с мажорной основной тональностью проведения в средней части
В фугах с минорной основной тональностью начальное проведение в средней части нередко проходит в параллельном мажоре (I ХТК c-moll,g-moll,f-moll) или в тональностях VI и VII ступеней. Смена лада придаёт теме заметную новую окраску, что полезно имеет в виду при планировке проведений в средней части. Замечания о субдоминантовых проведениях относятся в равной мере и к минорным фугам.
В фугах более позднего времени в тональном плане проведений темы в средней части возможен выход за пределы круга родственных тональностей. Например, в фуге C-dur Д.Шостаковича из сборника «24 прелюдии и фуги» соч.87 в проведениях темы использованы народные лады, как следствие натурального минора темы фуги.
Тональные планы интермедий.
Тональные планы интермедий связаны теснейшим образом с планом проведений темы и в известной мере определяются последними (т.к. интермедии располагаются между проведениями темы). Если интермедиям поручается разработка и развитие существенных тематических элементов, то они, как правило, значительны по размерам и более свободны в модуляционном плане. Но, как бы значительна ни была интермедия с точки зрения тематического развития, за ней всегда сохраняется подготовка тональности следующего проведения темы. Такая подготовка может быть прямой. В этом случае интермедия строится так, что последний раздел звучит уже в той тональности, в которой начнётся проведение темы (например, фуга gis-moll I ХТК).
Подготовка новой тональности бывает и косвенной. В фуге c-moll из I
Подготовка новой тональности бывает и косвенной. В фуге c-moll из I
Приводим экспозицию фуги с дополнительным проведением и модулирующую в cis-moll интермедию, подготавливающую первое проведение темы в этой тональности в средней части:.
Приемы развития. Контрапунктическая техника.
Существенную роль в формообразовании фуги играет техника инвенционного
Приемы развития. Контрапунктическая техника.
Существенную роль в формообразовании фуги играет техника инвенционного
Стретта
Стреттное проведение темы обычно служит показателем начала развивающей части. Стретта - особый вид сложного полифонического развития представляющий собой каноническую разработка темы. Стретта не является обязательным средством развития уже по той причине, что не все темы доступны для канонического их проведении. Однако стретты занимают во многих фугах очень значительное место. Фуги, где стретты встречаются во всех частях, в том числе и в экспозиции, называются стреттными (C-dur I ХТК). Если в фуге несколько стретт, они располагаются в порядке нарастания сложности. Стретты используются преимущественно в средних и заключительных частях произведений (D-dur II ХТК).
В завершении средней части обычен доминантовый орагнный пункт, завершающийся стреттами. Тема может вступать на педали или после половинного каданса.
Полифоническая фактура
Следует заметить, что в очень многих фугах в средних частях наблюдается стремление к некоторому нарушению полифоничности, появлению аккордовости, гармонического склада. Фуга заканчивается иногда ясным гомофонно-гармоническим изложением, например, фуга c-moll I ХТК. Не менее важную роль в непрерывности и волнообразности развития играет смена числа голосов. В средней части приметным оказывается сокращение общего числа голосов, появление в некоторых моментах вместо трезвучий и септаккордов интервалов и двузвучий (созвучие из удвоенных звуков в разных октавах).
В четырёх - или пятиголосных фугах становится практически обязательным смена количества
В четырёх - или пятиголосных фугах становится практически обязательным смена количества
В т.10 фуги As-dur I ХТК в плотном четырехголосии излагается тема в теноре (дополнительное проведение после экспозиции). Следующая за ней интермедия своим контрастным трехголосием заметно контрастирует предшествующему и последующему проведениям темы. В интермедии т.14-16 в т.16 вводится двухголосие. Обе интермедии закрепляют минорную тональность (b-moll). После этого, наиболее прозрачного по фактуре эпизода средней части, начинается накопление многоголосия - тема в теноре, затем в альте, подводит развитие фуги к новой кульминации в пред репризной интермедии, восстанавливающий мажорный колорит.
Приводим фрагмент фуги: экспозиция, дополнительное проведение, начало развивающей части с интермедии, модулирующей в f-moll, первое и второе проведение темы в развивающей части :
Удержанное противосложение в средних частях может периодически или совершенно опускаться.
Удержанное противосложение в средних частях может периодически или совершенно опускаться.