Средства музыкальной выразительности

Содержание

Слайд 2

Средства музыкальной выразительности – это? 14.09.2021

Средства музыкальной выразительности – это?

14.09.2021

Слайд 3

У художника – язык красок, у поэта – язык слов, а у музыканта? 14.09.2021

У художника – язык красок, у поэта – язык слов, а

у музыканта?

14.09.2021

Слайд 4

14.09.2021

14.09.2021

Слайд 5

Мелодия -Одно из главных средств музыкальной выразительности. Это основа любого музыкального

Мелодия

-Одно из главных средств музыкальной выразительности. Это основа любого музыкального

произведения, его мысль, его душа.
-Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.
С. С. Прокофьев отмечал, что мелодия – самая существенная сторона музыки
Мелодия выражает какую-то мысль, эмоцию

14.09.2021

Слайд 6

Мелодию можно пропеть Иногда песня может состоять только из мелодии Иногда

Мелодию можно пропеть
Иногда песня может состоять только из мелодии
Иногда мелодия может

длиться словно бесконечно, один звук перетекает из одного в другой – эта `` певучесть`` называется кантиленой (часто у Чайковского, Рахманинова).
А бывает, что мелодия полна речевых интонаций, в ней нет протяжных звуков ( часто в вокальной музыке это речетатив)
Речетатив – полупение, полуговор в музыке.

14.09.2021

Слайд 7

Регистр определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента. Различают: НИЗКИЙ (серьезное,

Регистр

 определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
Различают: НИЗКИЙ  (серьезное, мрачное или

юмористическое звучание), СРЕДНИЙ(ассоциации с голосом человека), ВЫСОКИЙ  (легкое, воздушное, прозрачное звучание)

14.09.2021

Слайд 8

Ритм Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм;

Ритм

Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть

ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков.
ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

14.09.2021

Слайд 9

Ритм: Ровный ритм (в лесу родилась елочка) – спокойствие или меланхолия

Ритм:

Ровный ритм (в лесу родилась елочка) – спокойствие или меланхолия
Пунктирный -

обостряет, активизирует движение (марши)
СИНКОПА – когда сильная доля становится слабой, а слабая – сильной (эффект неожданности)
Повторение одинаковых длительностей в быстром темпе – активный, целеустремленный характер

14.09.2021

Слайд 10

Размер и метр Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый

Размер и метр

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный

размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.
У некоторых произведений чаще всего один размер (вальс)

14.09.2021

Слайд 11

Темп Скорость исполнения музыкального произведения Темп бывает быстрый, медленный и умеренный.

Темп

Скорость исполнения музыкального произведения
Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для

обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

14.09.2021

Слайд 12

Лад В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная

музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.
Чаще в музыке лады чередуются, не всегда только мажор или только минор

14.09.2021

Слайд 13

Тембр Это окраска звука. Бывает у кого? Голоса бывают (высокие, средние,

Тембр

Это окраска звука.
Бывает у кого?
Голоса бывают (высокие, средние, низкие)
Тембр хора –

особый

14.09.2021

Слайд 14

Динамика Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения. Приглушенная динамика

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.
Приглушенная динамика связана со

спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.
Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

14.09.2021

Слайд 15

Гармония В переводе с греческого harmonia означает созвучие. Гармония – это

Гармония

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.
Гармония – это объединение звуков

в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.
Гармония может быть консонансной и диссонансной.
Могут использоваться аккорды с разным количеством звуков (сравнение Моцарта и Дебюсси).

14.09.2021

Слайд 16

Фактура Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения. Может быть

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения.
Может быть аккордовой, гомофонно-гармонической

(мелодия и аккомпанемент), полифонической (соединение нескольких равноправных мелодий)
Фактура бывает прозрачной (мало звуков), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (много звуков) фактура создает впечатление силы, мощи.

14.09.2021

Слайд 17

Фактура Основные виды полифонии: -Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание)

Фактура

Основные виды полифонии:
-Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение

в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы) ( есть в фуге, каноне, инвенции)
Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
Фуга — многоголосное полифоническое произведение , в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
Фугетта ( ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

14.09.2021

Слайд 18

Контрастная полифония - одновременное звучание разного типа мелодий. Например, в Средние

Контрастная полифония - одновременное звучание разного типа мелодий. Например, в Средние

века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
Подголосочная полифония ( какие-то голоса – держат ноту, а другой исполняет мелодию)- зачатки гомофонно-гармонической фактуры

14.09.2021

Слайд 19

Штрихи Показывают, как ноты соединяются между собой -Соединяются плавно, переходя из

Штрихи

Показывают, как ноты соединяются между собой
-Соединяются плавно, переходя из

одной в другую – LEGATO
Соединяются отрывисто – staccato
Звучат раздельно, но не отрывисто – non legato
Выделяются, подчеркиваются - markato

14.09.2021