Технология интонационно-стилевого постижения музыки

Содержание

Слайд 2

Интонационно-стилевое постижение музыки Суть его — постоянное осмысление памяти и контроль

Интонационно-стилевое постижение музыки

Суть его — постоянное осмысление памяти и контроль за

этим, что, по выражению Б. В. Асафьева, способствует становлению «пытливого слуха» — слуха, который понимается как художественно-познавательная деятельность
Слайд 3

Теория интонации Немалое значение для развития теории интонации имели труды передовых

Теория интонации

Немалое значение для развития теории интонации имели труды передовых русских

композиторов и критиков XIX века, особенно А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. П. Мусоргского и В. В. Стасова. Так, Серов выдвинул положения о музыке как «особого рода поэтическом языке». Мусоргский указал на значение речевых интонаций как источника и основы «мелодии, творимой говором человеческим»
Слайд 4

Терминология Термин «интонация» происходит от лат. intono –произношу нараспев`, `запеваю`, `пою

Терминология

Термин «интонация» происходит от лат. intono –произношу нараспев`, `запеваю`, `пою первые

слова`.
В музыкальном энциклопедическом словаре значения термина таковы:
многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминированного человеческого сознания;
музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий), главным образом на инструментах со свободным и подвижным строем, а также степень акустической выравненности строя и тембра.
Слайд 5

Метод наведения 1.Его действие начинается с реализации метода наведения — целенаправленного

Метод наведения

1.Его действие начинается с реализации метода наведения — целенаправленного отбора

учителем художественных произведений в единстве интонационно-образных сопоставлений различных эпохальных, национальных, индивидуальных стилей.
2.Другая сторона метода наведения связана с отбором и применением способов и приемов, обеспечивающих целостность восприятия школьников.
Слайд 6

Постижение музыкальных сочинений Каждое из них — оригинально, неповторимо. И чем

Постижение музыкальных сочинений

Каждое из них — оригинально, неповторимо. И чем ярче

для детей будет высвечено индивидуально-стилевое своеобразие музыки, тем активнее у них будет воспитываться чувство музыки, чувство стиля, формироваться собственный стиль мышления.
Слайд 7

Интерпретация Интонационно-стилевое постижение музыки ориентировано на личностную интерпретацию музыкальной речи и

Интерпретация

Интонационно-стилевое постижение музыки ориентировано на личностную интерпретацию музыкальной речи и предполагает

целенаправленный отбор произведений различных индивидуальных, национальных или эпохальных стилей (предполагающих обязательное участие в исполнении)
Слайд 8

Смысл творчества не только в его результативной стороне, но и в

Смысл творчества

не только в его результативной стороне, но и в самом

процессе – в возможности испытать творческий подъем, целиком справедливо не только по отношению к большому музыкальному искусству, но и к школьным урокам музыки.
Слайд 9

Коллективная работа Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные

Коллективная работа

Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки

для глубокого всестороннего личностного общения детей, влияния юных собеседников друг на друга.
Слайд 10

Метод пластического интонирования распространенный метод – «пластическое интонирование» (движение, жест) помогает

Метод пластического интонирования

распространенный метод – «пластическое интонирование» (движение, жест) помогает ребятам

ощутить протяженность фразы, почувствовать в пульсации характер произведения, показать особенности развития музыки, а также проявить себя в творчестве. Движения могут быть различными: от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки
Слайд 11

Технология и программа Е.Н.Критской и Г.П.Сергеевой – сравнение музыкальных произведений на

Технология и программа Е.Н.Критской и Г.П.Сергеевой

– сравнение музыкальных произведений на основе

эмоционального восприятия, сопоставление музыкальных тем, их зерна-интонации;
– интонирование музыки, способствующее проживанию и сопереживанию;
– вербализацию эмоционального прочувствования музыки;
– интуитивно-образное определение стиля;
– сравнение музыкальных образов в целом (что их роднит, сближает, что отличает),
Слайд 12

Пример задания для 1 класса Найти сходства и различия между «Маршем

Пример задания для 1 класса

Найти сходства и различия между «Маршем деревянных

солдатиков» П. Чайковского и Маршем из «Детской музыки» С. Прокофьева.

Сходства:
1.Произведения одного жанра
2.Изображены сказочные (игрушечные) персонажи

Различия:
1.Различные по характеру
2.Различные по образному содержанию
3.Различные выразительные музыкальные средства

Слайд 13

Пример задания для 4 класса Раздел V. В концертном зале. Урок

Пример задания для 4 класса

Раздел V. В концертном зале. Урок 19.Танцы,

танцы, танцы... Задание: сравнить три фрагмента: «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Вальс Наташи» из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева и «Контрданс»
Л. Бетховена (названия произведений и имена композиторов не называются)
Слайд 14

1.Вопросы к учащимся. 1.Музыкальные фрагменты написаны одним или несколькими композиторами? (Разными)

1.Вопросы к учащимся.

1.Музыкальные фрагменты написаны одним или несколькими композиторами? (Разными)
2.Музыкальные фрагменты

относятся к разным национальным культурам или нет? (Разным)
3.Определите название танцев. (Вальсы и танцевальная музыка).
4.Сравните вальсы между собой (1 -плавный, красивый, мелодия движется широко, выражает светлое настроение, 2- «нежный» и вместе с тем «взволнованный», словно у этого человека прерывается дыхание от счастья, 3- это легкая танцевально-песенная мелодия, немного народная, но не русская).
5.Попробуйте пластически «проинтонировать» музыкальные фрагменты
Слайд 15

2.Вопросы к учащимся. Учитель называет все три произведения. В завершение урока,

2.Вопросы к учащимся.

Учитель называет все три произведения.
В завершение урока, на

котором звучали два вальса и «Контрданс», перед учащимися может быть поставлена принципиально музыкальная проблема: выбрать из музыки, прозвучавшей на уроке, ту, которая может стать продолжением еще одного незнакомого им фрагмента: звучит стремительное вступление финала Третьей симфонии
Л. Бетховена.
(Учащиеся могут затрудниться с ответом, но могут и угадать, спеть звучащую тему)
Слайд 16

Задание Класс 3. Раздел VI. В музыкальном театре. Музыка Э.Грига «Шествие

Задание

Класс 3. Раздел VI. В музыкальном театре.
Музыка Э.Грига «Шествие гномов»,

музыка из сюиты «Пер Гюнт»:«В пещере горного короля», «Утро»,и П.Чайковского (фрагменты из балета «Спящая красавица».
Составить беседу и выбрать фрагменты для слушания по технологии интонационно-стилевого постижения музыки. Сравнить интонационно-музыкальные стили двух композиторов.