Термин хорал

Содержание

Слайд 2

Термин «Хорал» Хора́л (лат. Choralis подразумевается cantus choralis — хоровое пение,

Термин «Хорал»

Хора́л (лат. Choralis подразумевается cantus choralis — хоровое пение,

первоначально — хоровод, сопровождающийся пением — многозначный музыкальный термин.
Слайд 3

Значения хорала Выделяются следующие значения хорала: Монодическое богослужебное пение католиков, то

Значения хорала

Выделяются следующие значения хорала:
Монодическое богослужебное пение католиков, то же, что

григорианский хорал (cantus planus) у католиков;
Церковная одноголосная песня в богослужении протестантов, исполняемая всем приходом в унисон (октаву); то же, что Протестантский хорал;
Многоголосная (как правило, 4-голосная) обработка церковной песни протестантов в гоморитмической фактуре с хоралом (в значении № 2) в сопрано;
Заданный голос многоголосной композиции в полифонической музыке Средних веков и Возрождения; то же, что Cantus firmus.
Слайд 4

Григорианское пение Григориа́нское пение (лат. cantus Gregorianus; григорианский хорал, cantus planus — литургическая монодия римско-католической церкви.

Григорианское пение

Григориа́нское пение (лат. cantus Gregorianus; григорианский хорал, cantus planus

— литургическая монодия римско-католической церкви.
Слайд 5

Термин «григорианское пение» Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I

Термин «григорианское пение»

Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого

(папа Римский в 590—604 годах), которому позднейшая средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии.

Реально роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь канонизацией литургического обихода, возможно, антифонария.

Слайд 6

Главные особенности Григорианское пение одноголосно (монодического склада), хотя в ходе исторического

Главные особенности

Григорианское пение одноголосно (монодического склада), хотя в ходе исторического развития

григорианский хорал лёг в основу многоголосной церковной музыки: от раннего органума до мессы высокого Возрождения.
Языковая основа григорианского пения — латынь. Некоторые распевы звучали на греческом языке (например, Kyrie eleison; см. также Импроперий). Тексты брались в основном из латинской Библии — (дореформенной) Вульгаты и латинских переводов Священного Писания — иеронимовских, а нередко и более древних (Vetus Latina).

Ки́рие эле́йсон

Kyrie Eleison - молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении (как песнопение) в исторических церквах.

Слайд 7

Главные особенности Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его

Главные особенности

Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его —

распев текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает (ненотируемый) свободный ритм распева, включая тончайшие ритмические нюансы, например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков, паузы разной величины между разделами «молитвословной» формы и т. д.
Слайд 8

Главные особенности Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых

Главные особенности

Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также

церковными тонами. Отсюда ещё один принцип классификации плавных распевов — по тону, к которому они приписаны, например, «магнификат первого тона», «магнификат второго тона» «магнификат третьего тона» и т.д., «градуал Ex Sion пятого тона», «тракт Qui habitat второго тона», «интроит Oculi mei седьмого тона» и т.д.
Слайд 9

Музыкальное сопровождение Градуал Ex Sion пятого тона тракт Qui habitat второго

Музыкальное сопровождение

Градуал

Ex Sion пятого тона

тракт

Qui habitat второго тона

*Воспроизведение по

клику на иконку динамика
Слайд 10

Новые явления в области хорала были обусловлены наступлением Реформации, в той


Новые явления в области хорала были обусловлены наступлением Реформации, в

той или иной степени охватившей все страны Зап. Европы. Постулаты протестантизма существенно отличны от католических, и это имеет прямое отношение к особенностям протестантского хорала Перевод богослужебного текста на понятный массе верующих нац. язык и сознательная, активная ассимиляция народно-песенной мелодики (см. Лютер М.) неизмеримо усилили эмоционально-личностный момент в хорала (община прямо, без посредника-священника обращается с молитвой к богу). Силлабич. принцип организации, при к-ром на один слог приходится один звук, в условиях преобладания стихотворных текстов определил регулярность метра и расчленённость фразировки.
Слайд 11

Протестантский хорал Протеста́нтский хора́л (нем. das protestantische Kirchenlied букв. — протестантская

Протестантский хорал

Протеста́нтский хора́л (нем. das protestantische Kirchenlied букв. — протестантская церковная

песня), часто сокращённо хорал) одноголосная церковная песня в протестантском богослужении; в России, как правило, подразумевается церковная песня лютеран, на немецком языке) многоголосная (в типичном случае четырёхголосная) обработка (одноголосной) церковной песни в моноритмической фактуре.
В Германии (а оттуда и в России) словосочетание «протестантский хорал» часто заменяют одним словом «хорал», если из контекста ясно, что речь идет о церковной музыке протестантов[2]. Именно в таком смысле понимается «хорал» в музыкальных терминах «хоральная обработка»
Слайд 12

Главные особенности Основным источником мелодий протестантского хорала служила народная немецкая песня.

Главные особенности

Основным источником мелодий протестантского хорала служила народная немецкая песня. Заимствовались

и приспособлялись к соответственно текстам мелодии не только духовных, но и светских песен, порой легкомысленного, даже фривольного содержания.
Так, мелодия протестантского хорала "Не хочу, чтобы бог оставил меня" ("Von Gott will ich nicht lassen") возникла из любовной песенки "Однажды шёл гулять я" ("Einmal tдt ich spazieren").
Мелодия хорала "Свои дела я препоручил богу" ("Ich hab mein Sach Gott heimgestellt") - из любовной песни "Нет на земле страданья тяжелее" ("Es gibt auf Erd kein schwerer Leid"). Ммелодия хорала "Помогите мне восхвалять доброту бога" ("Helft mir Gottes Gьte preisen") - из застольной песни, мелодия П. х. "Из-за грехопадения Адама испорчен мир.
Слайд 13

Музыкальное сопровождение Von Gott will ich nicht lassen *Воспроизведение по клику

Музыкальное сопровождение

Von Gott will ich nicht lassen

*Воспроизведение по клику на иконку

динамика

Ich hab mein Sach Gott heimgestellt

Слайд 14

Роль в развитии немецкой музыки Протестантский хорал сыграл важную роль в

Роль в развитии немецкой музыки

Протестантский хорал сыграл важную роль в развитии

немецкой музыки. Через протестантский хорал в профессиональную музыку широко влились мелодии народных песен.
Большое распространение получили жанры хоральной обработки и хоральной прелюдии; обработки протестантский хорал, предназначавшиеся для органа, создавались мн. композиторами, в т.ч. И. С. Шейдтом, И. С. Бахом; в числе авторов хоральных прелюдий для органа - И. Пахельбель, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. С. Бах. Создавались и хоральные фантазии, партиты и т.п.
В кон. 17 - нач. 18 вв. протестантский хорал был мелодичной основой и множества сочинений вокально-инструментальных жанров - кантат, ораторий, пассионов.