Циклические формы инструментальной музыки Кончерто гроссо А. Шнитке

Содержание

Слайд 2

Циклические формы музыки -музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных

Циклические формы музыки

-музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных

по строению, но связанных единством замысла.
Сюиты
Инструментальные концерты
Сонаты
Симфонии
К этим формам обращались композиторы прошлого и наши современники.
Слайд 3

Выдающийся отечественный композитор. Его музыка - это исповедь человека нового времени,

Выдающийся отечественный композитор.
Его музыка - это исповедь человека нового времени, вобравшего

в себя опыт нескольких столетий от 18 до 20 века.
Свободное совмещение прошлого и настоящего

1934 - 1998

Альфред
Га́рриевич
Шни́тке

Слайд 4

Альфред Шнитке – знаменитый композитор, родившийся на Саратовской земле. Что мы

Альфред Шнитке – знаменитый композитор, родившийся на Саратовской земле. Что мы

знаем о нем и о его творчестве?

«…Всё в истории бесконечно, и ничто не имеет окончательного качества и определения…»
А. Шнитке

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

"Кончерто гроссо" Полистилистика – намеренное соединение в одном произведении различных стилистических

"Кончерто гроссо"

Полистилистика – намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений.
Расширяет

наши представления о единстве мира и человеческой культуры
Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра – большой концерт.
Партии солистов не довлеют, взаимодействуют с оркестром
Слайд 9

Творческое наследие В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке.

Творческое наследие

В середине 60-х сложился
индивидуальный стиль Шнитке
в музыке. Ему принадлежит
разработка концепции

и сам
термин
«полистилистика».

Новый стиль в музыке позволял
удерживать и сохранять в
современном творчестве
одновременно любые исторические
и социальные стили.

Слайд 10

Кончерто гроссо – популярный в эпоху барокко жанр, который строится на

Кончерто гроссо – популярный в эпоху барокко жанр, который строится на

противопоставлении солирующих инструментов и оркестра.

А. Шнитке метафорически характеризовал этот жанр так: соло – это человек, его душа; тутти – окружающая жизнь, с которой человек нередко находится в противоречии.

Слайд 11

Гидон Кремер Татьяна Гринденко Друзья и первые исполнители его музыки. «Сочиняя

Гидон Кремер Татьяна Гринденко

Друзья и первые исполнители его музыки.
«Сочиняя концерт, я не только

слышал их, но и видел, как они играют… Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».
Слайд 12

Какие музыкальные инструменты солировали?

Какие музыкальные инструменты солировали?

Слайд 13

«Сюита в старинном стиле» Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев,

«Сюита в старинном стиле»

Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев,

объединённых общим художественным замыслом.
Пастораль
Балет
Менуэт
Фуга
Пантомима
Композитор особое внимание уделил танцевальности и пластике движения.

Василий Кандинский

Слайд 14

Булат Окуджава, песня «Музыкант» Музыкант играл на скрипке, я в глаза

Булат Окуджава, песня «Музыкант»

Музыкант играл на скрипке,
я в глаза ему глядел,
Я

не то, чтоб любопытствовал,
я по небу летел,
Я не то, чтобы от скуки,
я надеялся понять,
Как умеют эти руки
эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки,
из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться,
чего ее беречь?