Критическая теория технокапитализма Дугласа Келлнера

Содержание

Слайд 2

Критика марксистской теории ? Экономические детерминисты: внимание на экономической сфере. VS

Критика марксистской теории ? Экономические детерминисты: внимание на экономической сфере. VS

Критическая школа: внимание на культурной сфере.
Критика позитивизма ? Позитивизм: тенденция овеществлять социальный мир (= естественный процесс), не учитывать роли действующих субъектов (= пассивные существа). VS Критическая школа: внимание на человеческой деятельности и на способах воздействия этой деятельности на социальные структуры.
Критика социологии ? Социология по мнению критической школы: превращает научный метод в самоцель – сциентизм, фокусирует внимание на обществе в целом, игнорирует взаимодействия индивидуумов и общества.
Критика современного общества ? Критическая школа: в современном мире преобладает иррациональность; технология рассматривается как способ господства над людьми и подавления индивидуальности (Г. Маркузе).
Критика культуры ? Критическая школа: осуждение «индустрии культуры» и «индустрии знаний», безвыходности положения капитализма.

Общая характеристика подхода

Цель: более точное раскрытие природы общества.

Слайд 3

Герберт Маркузе (1898-1979) Представители Использование технологии в современном капиталистическом обществе ?

Герберт Маркузе (1898-1979)

Представители

Использование технологии в современном капиталистическом обществе ? Тоталитаризм.
Технология рассматривается

как способ господства над людьми и подавления индивидуальности.

Технология НЕ губительна САМА ПО СЕБЕ, губительным может быть ее способ применения в обществе капитализма.
Технология может быть использована для создания «лучшего» общества.

Слайд 4

Представители Выступает за необходимость критической теории нового «информационного общества». Его политическая

Представители

Выступает за необходимость критической теории нового «информационного общества».
Его политическая цель: общество

неискаженной коммуникации, устранение препятствий для свободной коммуникации.
Стремление к добровольному и открытому общению = устранение основных причин искаженной коммуникации – легитимации и идеологии.

Юрген Хабермас (1929-наст.вр.)

Слайд 5

Критическая теория телевидения Представление более полной концепции телевизионной индустрии. Осуждает критическую

Критическая теория телевидения
Представление более полной концепции телевизионной индустрии.
Осуждает критическую школу за

то, что она «пренебрегает тщательным анализом политической экономии средств массовой информации, выстраивая концепцию массовой культуры просто как инструмента капиталистической идеологии».
Отрицает точку зрения, согласно которой капитализм есть полностью управляемый мир.

Дуглас Келлнер (1943-наст.вр.)

Представители

Телевидение – угроза демократии, индивидуальности и свободе.
Выходит за рамки одной критики и предлагает способы преодоления опасности, которую предоставляет телевидение.

Слайд 6

Общество не вступило в постсовременный, или постиндустриальный век – капитализм продолжает

Общество не вступило в постсовременный, или постиндустриальный век – капитализм продолжает

сохранять свое верховное господство.
Роль теории: не просто критиковать технокапитализм, но и попытаться проанализировать новые возможности для социального прогресса и освобождения общества, которые он раскрывает.
Возрастает (↑) значение технологии.
Государство и культура автономны.

Критическая теория «технокапитализма»

Представители

Дуглас Келлнер (1943-наст.вр.)

Постоянный капитал

Переменный капитал

Возрастает (↑) соотношение между технологией и трудом за счет потребления силы труда человека

Технокапитализм – форма капиталистического общества, в котором технические и научные знания, автоматика, компьютеры и передовые технологии играют в производственном процессе роль, аналогичную той, которую играли сила человеческого труда, механизация и станки на более ранних этапах капитализма, но которое порождает также и новые способы социальной организации, формы культуры и повседневной жизни.

Слайд 7

Технокультура – форма массовой культуры и потребительского общества, в котором потребительские

Технокультура – форма массовой культуры и потребительского общества, в котором потребительские

товары, фильмы, телевидение, массовые образы и компьютеризированная информация становятся доминирующей формой культуры во всем развитом мире.

Представители

Дуглас Келлнер (1943-наст.вр.)

Критическая теория «технокапитализма»

Новые формы культуры = образ, зрелище и эстетическая коммодификация («товарная эстетика»).
Колонизируют повседневную жизнь; Трансформируют политику, экономику и социальные отношения.

Слайд 8

Возможности и ограничения применения подхода Критическая теория «технокапитализма»

Возможности и ограничения применения подхода

Критическая теория «технокапитализма»

Слайд 9

Критическая теория больше критикует, чем осуществляет позитивный вклад. Критическая теория немногое

Критическая теория больше критикует, чем осуществляет позитивный вклад.
Критическая теория немногое может

предложить социологической теории, НО…
1. Вкладом критической школы стала попытка переориентировать марксистскую теорию в субъективном направлении.
2. Критическая школа сместила акцент с экономического «базиса» в сторону культурной «надстройки».
3. Внимание к рациональности, культурной индустрии, к идеологии (системной идее, зачастую ложной и сбивающей с толку, рождаемой социальной элитой).
4. Внимание к господству и легитимации в капиталистическом обществе.
5. Затрагиваются проблемы акторов и их сознания, а также того, что происходит с ними в современном мире.
6. Внимание к диалектике (акцентирование внимания на социальной тотальности).

Возможности и ограничения применения подхода