Личность и общество

Содержание

Слайд 2

1. Понятия Человек – биосоциальное существо Индивид – отдельный представитель человеческого

1. Понятия

Человек – биосоциальное существо
Индивид – отдельный представитель человеческого рода
Личность –

социально значимые качества людей
Индивидуальность – уникальность, самобытность личности
Слайд 3

2. Философская концепция личности Генезис понятия «личность» (persona) Античность – под

2. Философская концепция личности

Генезис понятия «личность» (persona)
Античность – под личностью понимали

маску, которую надевал актер в античном театре
Средневековье – persona означала личность
Новое время - личность-субъект правовых отношений
Слайд 4

Становление личности в процессе социально-исторического развития (философский анализ) Происходило и анализировалось

Становление личности в процессе социально-исторического развития (философский анализ)

Происходило и анализировалось в

рамках отношений:
«я» и Судьба (Античность)
«Я» и Бог (Средневековье)
«Я» и социальный мир (Новое время)
Слайд 5

Становление «Я» Структура «Я» в традиционном обществе элементарное самосознание нерефлексивно (традиции

Становление «Я»

Структура «Я» в традиционном обществе
элементарное самосознание
нерефлексивно
(традиции и обычаи носили

характер «святости». Поведение стандартизовано)
Слайд 6

Миф об Антигоне Элементарное самосознание формировало личностей, поведение которых не укладывалось в господствующие стереотипы

Миф об Антигоне

Элементарное самосознание формировало личностей, поведение которых не укладывалось в

господствующие стереотипы
Слайд 7

Антигона

Антигона

Слайд 8

Личность в Античности Выбор личности был не в пользу своего особого

Личность в Античности

Выбор личности был не в пользу своего особого решения.

Выбор определялся надличностным порядком вещей (судьбой)
Слайд 9

Миф об Эдипе Эдип, сверявший каждый свой шаг со стандартами поведения, не избежал ловушек судьбы (рока)

Миф об Эдипе

Эдип, сверявший каждый свой шаг со стандартами поведения, не

избежал ловушек судьбы (рока)
Слайд 10

Эдип

Эдип

Слайд 11

Личность в эпоху средневековья Признание ценности человеческой личности Источник всех ценностей

Личность в эпоху средневековья

Признание ценности человеческой личности
Источник всех ценностей был вынесен

вовне (Бог). Свобода воли ориентировала на то, чтобы не впасть в греховный соблазн
Слайд 12

Традиционный тип личности Отвечает за свои действия, но не за их

Традиционный тип личности

Отвечает за свои действия, но не за их смысл
Рефлексия

на уровне элементарного самосознания предполагала сверять свои действия с предписанным путем (мудрец, воин)
Авторитарная мотивация
Слайд 13

Личность в нетрадиционном обществе Первое философское обобщение дал И.Кант, введя понятие

Личность в нетрадиционном обществе

Первое философское обобщение дал И.Кант, введя понятие «автономия»

(независимость личности по отношению к чему-либо). Автономия есть самозаконность, т.е. возведение нравственной максимы в принцип
Принципы должны соблюдаться при любых обстоятельствах. У кого есть принципы, тот способен к независимому целеполаганию
Слайд 14

И.Кант (1724-1804)

И.Кант (1724-1804)

Слайд 15

Нетрадиционный тип личности основывается на: Ответственность личности не только за действия,

Нетрадиционный тип личности основывается на:

Ответственность личности не только за действия, но

и за их смысл
Утверждение достоинства личности
Возникновение индивидуально-личностного самоконтроля в форме долга
Антиавторитарная мотивация, предполагающая индивидуально-избирательное отношение к ценностям
Развитая рефлексия, требующая индивидуального решения
Слайд 16

Определение понятия «личность» Личность – социально-историческое явление, совокупность социальных качеств человека,

Определение понятия «личность»

Личность – социально-историческое явление, совокупность социальных качеств человека, опирающего

в своей деятельности на сознательно-волевое начало, самосознание, самоконтроль, способность к самосовершенствованию.
Личность – индивидуализированный тип рефлексии человека, обходящегося без санкции Абсолюта
Слайд 17

3. Социально-философская концепция личности Ролевой подход. Анализирует включенность личности в нормативно-регламентированные

3. Социально-философская концепция личности

Ролевой подход. Анализирует включенность личности в нормативно-регламентированные социальные

отношения. Личность является носителем социальных ролей-функций, предписанных полом, возрастом, родом занятий
Деятельностный подход. Рассматривает личность в связи с деятельностью. Личность формируется благодаря деятельности (социализация) и как субъект деятельности создает искусственную среду обитания (культуру).
Слайд 18

Соотношение биологического и социального в человеке Исследования по этологии (К. Лоренц)

Соотношение биологического и социального в человеке

Исследования по этологии (К. Лоренц)

и социобиологии подтверждают, что
человек по своей природе является изначально коллективистским существом. Это – его родовой признак.
Биологическое выступает той основой, на базе которой формируется социум. Но в социуме это биологическое основание коренным образом изменяется
Слайд 19

Трехфакторная концепция развития человека Генетический детерминизм (наследственность) Социологизаторский подход (социальная среда)

Трехфакторная концепция развития человека

Генетический детерминизм (наследственность)
Социологизаторский подход (социальная среда)
Наследственность и среда,

стимул –реакция, Оно – Сверх - Я (двухфакторная концепция)
Природные задатки + социальная среда + самодетерминация
Слайд 20

Личность и общество Личность и общество взаимосвязаны: Личность есть «совокупность общественных

Личность и общество

Личность и общество взаимосвязаны:
Личность есть «совокупность общественных отношений» (К.Маркс)
Личность

благодаря творческому характеру деятельности преобразует общественные отношения
Слайд 21

4. Свобода м ответственность личности Свобода есть познанная необходимость (стоики, Спиноза,

4. Свобода м ответственность личности

Свобода есть познанная необходимость (стоики, Спиноза, Гегель,

Энгельс). Гносеологический и социальный аспекты – познание природных и социальных законов для контроля над природными и социальными условиями существования человека
Свобода есть свобода выбора (экзистенциализм) и связанная с ним ответственность за свободный выбор
Свобода означает свободу воли, своеволие, свобода зла (Августин) - негативное понимание свободы. Учение о свободе воли связано с учением о Божьей Благодати
Позитивное понимание свободы дано И.Кантом, раскрывается в понятиях автономии, самозаконности, ориентации на моральные законы (свобода добра)
Слайд 22

Б.Спиноза (1632-1677)

Б.Спиноза (1632-1677)

Слайд 23

Г.Гегель (1770-1831)

Г.Гегель (1770-1831)

Слайд 24

Ф.Энгельс (1820-1895)

Ф.Энгельс (1820-1895)

Слайд 25

А.Камю (1913-1960)

А.Камю (1913-1960)

Слайд 26

Августин (354-430)

Августин (354-430)

Слайд 27

выводы Личность и свобода являются социально-историческими явлениями. Суверенная личность автономна, обладает

выводы

Личность и свобода являются социально-историческими явлениями. Суверенная личность автономна, обладает свободной

волей, свободой выбора и ответственностью. Свобода не означает произвол. Свобода выступает универсальной характеристикой культуры, атрибутом человеческого существования.