- Главная
- Обществознание
- Основные модели государственной культурной политики
Содержание
- 2. В настоящее время существует большое число типологий моделей политики в сфере культуры, что объясняется разным подходом
- 3. Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Моль выделял три подгруппы такой политики:
- 4. Социодинамическая политика в сфере культуры, в противовес социостатической, соответствует непрерывным изменениям и отражает новое содержанию культуры
- 5. В типологии моделей культурной политики А. Визанда представлены две противоположные тенденции развития. В основании — деление
- 6. Другой принцип различения моделей предлагает Милена Драгичевич-Шешич. В качестве критериев она выделяет характер политического устройства государства
- 7. Модель национально-освободительной культурной политики, ее основной чертой является развитие или утверждение оригинальных культурных традиций. Это нередко
- 8. В основе классификации моделей культурной политики Гарри Х. Шартрана и Клэр Мак-Кафи лежит критерий финансирования. Анализируя
- 9. Государство — «архитектор», особенностью этого типа является финансирование культуры государством через каналы министерства или другого государственного
- 11. Скачать презентацию
В настоящее время существует большое число типологий моделей политики в сфере
Так, Абрахам Моль различал четыре различные группы культурной политики, предлагая в качестве основания для классификации социостатические и социодинамические характеристики.
Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Моль
Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Моль
• «Популистская», или «демагогическая», целью которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей.
• «Патерналистская», или «догматическая», в соответствии с которой право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат «административному совету», располагающему точной шкалой ценностей существующих и создаваемых культурных благ. Политика в сфере культуры в этом случае служит целям определенной политической партии, религиозного течения или государства в целом.
• «Эклектическая», задачей которой является оснащение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей гуманитарной и гуманистической культуры. В этом случае общество должно следить за тем, чтобы каждый из элементов культуры соответствовал культурным ценностям и распространялся пропорционально, в соответствии с частотой или «весом» этого элемента в общей культуре, принятой в обществе в данный момент.
Социодинамическая политика в сфере культуры, в противовес социостатической, соответствует непрерывным изменениям
Социодинамическая политика в сфере культуры, в противовес социостатической, соответствует непрерывным изменениям
Социодинамическая политика, по А. Молю, имеет два направления:
«прогрессивное». (субъект стремится ускорить ход эволюции культуры)
«консервативное». ( субъект стремится замедлить ход эволюции культуры)
В типологии моделей культурной политики А. Визанда представлены две противоположные тенденции
В типологии моделей культурной политики А. Визанда представлены две противоположные тенденции
Культурную политику общественной поддержки, которая состоит в том, что культура регулируется и финансируется государством, для контроля создаются художественные советы, интерес власти в основном сориентирован на традиционно главных институтах культуры, таких, как музеи, театры, библиотеки и иные культурные центры. Роль администрации значительнее, чем роль художников.
Рыночно-ориентированную модель культурной политики, которая характеризуется рыночным регулированием культуры, финансированием культуры в основном из коммерческих средств. Деятельность культурной элиты обеспечивается маркетологами, бизнес- менами, свобода выражения творцов часто подавляется критерием рентабельности, экономической состоятельности. Политика развивается на транснациональном уровне, мало внимания уделяется формированию единой линии национальной культуры
Другой принцип различения моделей предлагает Милена Драгичевич-Шешич. В качестве критериев она
Другой принцип различения моделей предлагает Милена Драгичевич-Шешич. В качестве критериев она
Модель либеральной культурной политики, обязательной характеристикой которой является рынок культурных товаров и услуг.
Модель государственной бюрократической, или просветительской культурной политики, неотъемлемой чертой которой является доминирование государства, контролирующего с помощью аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов сферу культуры. Такая модель стала типичной для СССР и его союзников, а также для Франции и социалистических стран типа Швеции. Позитивной стороной такой политики является финансовая защита государством сферы культуры.
Модель национально-освободительной культурной политики, ее основной чертой является развитие или утверждение
Модель национально-освободительной культурной политики, ее основной чертой является развитие или утверждение
Модель культурной политики переходного периода, отличительной ее чертой является то, что она даже демократические ориентиры реализует через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от командно-бюрократических методов.
В основе классификации моделей культурной политики Гарри Х. Шартрана и Клэр
В основе классификации моделей культурной политики Гарри Х. Шартрана и Клэр
Государство — «вдохновитель» или «помощник», для которого характерно финансирование культуры, осуществляющееся в форме встречи субсидий, стимулирующих частные или коллективные вложения в данную сферу. Ярким представителем здесь считается США.
Государство — «патрон» или «меценат», отличительной чертой данного типа является наличие советов искусств, которые распоряжаются фондами, распределяющими государственные субсидии, и не позволяют бюрократии вмешиваться в творческий процесс, в дея- тельность организаций, получающих помощь (работа по принципу «длинной руки»). Примером государств такого типа являются Скандинавские страны, Великобритания.
Государство — «архитектор», особенностью этого типа является финансирование культуры государством через
Государство — «архитектор», особенностью этого типа является финансирование культуры государством через
Государство — «инженер» характеризуется тем, что государство является собственником материальной базы культуры и принимает решение о распределении финансовых ресурсов, их получателей, таким образом, государство выступает в роли заказчика, отчасти огра- ничивая творческое разнообразие.
Модели по Гарри Х. Шартрана и Клэр Мак-Кафи