Презентация на тему "Хлеб - соль" скачать

Содержание

Слайд 2

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь

в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу…
Слайд 3

«Без хлеба – смерть, без соли — смех» Повседневная трапеза, подобно

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно
жертвоприношению,

— обращение
к Всевышнему, беседа с Богом.
Отсюда не только почтительное и
трепетное отношение к пище, но и
ее сакрализация.
Для охотника священна туша
убитого зверя, для скотовода – мясо
домашнего скота, для земледельца –
основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Слайд 4

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда

наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда. Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.
Слайд 5

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай

Какое застолье без хлеба-соли! А какая
свадьба без них! Свадебный каравай


с солонкой – пожелание благополучия,
богатства и полноты, а также защита
от враждебных сил и влияний,
которым столь подвержены жених
и невеста во время перехода из
одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время
строительного обряда дома и новоселья.
Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
Слайд 6

«Божий дар» Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии.

И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет

крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

Слайд 7

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло

и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
Слайд 8

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной

хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения

стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

Слайд 9

«Без соли и стол кривой» Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью,
оказывалось не менее

пристальное
внимание. Рассыплется соль – к беде,
ссоре, ведь соль – символ верности,
дружбы, постоянства. А если
передавали соль другому через стол,
необходимо было громко рассмеяться,
чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Слайд 10

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое»

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое»

влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
Слайд 11

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при

этом можно было отсыпать
немного соли на скатерть.
Однако ни в коем случае нельзя
было обмакивать хлеб
в солонку, потому что «только
Иуда в солоницу хлеб макал».
Запрет брать соль из солонки руками
также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или «цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Слайд 12

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли

дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.
Слайд 13