Промысловая охота тувинцев как способ защиты природы Древний священный обычай угас. Зверя все меньше. И близится час: Вовсе исчез

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Цель Работы: Доказать,что промысловая охота тувинцев не только возможность обеспечить семьи

Цель Работы:
Доказать,что промысловая охота тувинцев не только возможность обеспечить семьи

мясом и ценной пушниной, но и способ защиты тайги, защиты окружающей природы.
Слайд 4

Задачи: 1.Значение охоты в жизни древних тувинцев. 2.Промысловый животных.

Задачи:
1.Значение охоты в жизни древних тувинцев.
2.Промысловый животных.

Слайд 5

Значение охоты в жизни древних тувинцев Охота – основное занятие в

Значение охоты в жизни древних тувинцев

Охота – основное занятие в жизни

древних тувинцев. Об этом свидетельствуют археологические находки, относящиеся к периоду верхнего или позднего палеолита.
Обитатели Тувы в этот период занимались коллективной охотой на мамонта и сибирского носорога, на дикую лошадь, северных оленей. Орудиями охоты служили:
Дубинки и копья с каменными и костяными наконечниками.
Широко применялись массовые облавы и загоны зверей к обрыву или к оврагу.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Носорог

Носорог

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Промысловый культ животных в Туве Культ животных – это особое отношение

Промысловый культ животных в Туве

Культ животных – это особое отношение

к промысловым животным, наделение их человеческими качествами и магической силой. Культовые животные - это в основном промысловые животные. Некоторые из них исчезли с лица земли, многие промысловые виды дожили до современного этапа, но в настоящее время состояние их численности очень низкое. Это такие исчезающие виды, как алтайский горный баран, дзерен, дикий северный олень и др.
Слайд 12

Особенности промыслового культа: 1. Основу промыслового культа составляет вера в то,

Особенности промыслового культа:

1. Основу промыслового культа составляет вера в то, что

животное подобно человеку, что оно не только обладает сверхчутким обонянием, но и понимает человеческую речь.
2. Вера в то, что у каждого зверя есть свой хозяин, распоряжающийся им, и лишь по его милости охотник может добыть зверя. Это ставит промысловый культ в ряд особых форм религии.
А раз животное вездесуще, надо опасаться вызвать его гнев. Этими представлениями объясняются некоторые обряды промысловой магии и магические запреты, меры предосторожности на охоте, в частности, подставные имена животных, чаще всего хищных, опасных.
Слайд 13

Правила охоты У тувинцев существовали определенные правила охоты – это были

Правила охоты

У тувинцев существовали определенные правила охоты – это были запреты,

являющиеся, по сути, искусными приемами защиты природы:
Не убивали дикого животного, прибежавшего к стойбищу;
Запрещалось охотиться на самок с детенышами;
Охотник должен был убить зверя одним выстрелом, не мучая его;
Не добывали редких зверей;
Прежде чем убить зверя, его «выпрашивают» у духа тайги;
Каждый год освящают богатую зверями тайгу.
Слайд 14

Слайд 15

Звери на которых охотились

Звери на которых охотились

Слайд 16

СС

СС

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

КкКККо

КкКККо

Слайд 26

Орудия охоты Орудия у тувинского охотника были традиционными и не предназначались

Орудия охоты

Орудия у тувинского охотника были традиционными и не предназначались

для хищнического истребления.
Камни – орудие охоты на белку, были люди, которые в горной местности могли метким ударом попасть в присевшего зайца, манула.
Бита – орудие из тонкой лиственницы длиной около метра
Силок – орудие из волос конского хвоста для охоты на горностая, куницу, барсука, белку
Чергий – приспособление для добычи мелких зверюшек, бегающих по тропкам:суслика, хорька, куницы, горностая.
Слайд 27

Маспак – огромная тяжелая лесина к которой приделывали тонкую бечевку, тронув

Маспак – огромная тяжелая лесина к которой приделывали тонкую бечевку, тронув

ее зверь приводит ее в действие, бревно падает и оглушает зверя. Это приспособление для добычи крупной дичи на зиму(косули, кабана или медведя)
Ая – это очень опасное и для зверя, и для человека оружие. Его ставят на тропах зверей: зайца, косули, волка, марала и медведя
Лук – это древнее приспособление, которое служило орудием охоты, боевым оружием, для охоты на мелких зверей использовалась стрела с тупым наконечником
Капкан – в основном ставился на мелких зверей и ста применяться, когда в Туву стали завозить русские товары
Слайд 28

Начало хищнической охоты На рубеже ХIХ – ХХ вв отношение к

Начало хищнической охоты
На рубеже ХIХ – ХХ вв отношение к охоте

изменилось из – за ухудшения жизни аратов, находящихся под гнетом манчжурской династии Цинь. В это период существовал албан – пушной налог. Албан включал 8 видов пушнины: барса, рыси, выдры, соболя, волка, росомахи, лисицы и белки. Араты должны были ежегодно сдавать 9 тысяч соболей. Разрешалось при этом уплатить албан вместо соболя шкурками вышеперечисленных зверей с учетом их эквивалентности. Шкура барса, рыси и выдры считались равными трем соболям, волка, лисицы и росомахи – полсоболя, 40 шкурок белки шли за соболя среднего качества.
Слайд 29

Единый пушной налог – албан – 9000 соболей

Единый пушной налог – албан – 9000 соболей

Слайд 30

Элементы охотничьей магии Жертвоприношение – охотничий обряд для задобрения духов гор

Элементы охотничьей магии

Жертвоприношение – охотничий обряд для задобрения духов гор и

рек, чтобы они послали удачу в промысле.
Перед отправлением на охоту обращались за предсказанием о рузультатах охоты к шаману, который предсказывал обычно по руке охотника, разглядывая линии рук.
Если охота неудачна, он подвешивал свой охотничий пояс набором охотничьих принадлежностей и угощал его.
Находясь на промысле, не произносили названий животных. В тех случаях, когда это было необходимо, говорили иносказательно. Например, «чараш – ан» - красивый зверь, что означало «соболь», «улуг – ан» - лось.
Добыча делилась с соседями, иначе удача в следующий раз покинет охотника. Старому человеку, пришедшему в юрту охотника, давали кусок мягкого сочного мяса и кость с мозгом и мясом.
Слайд 31

Охота сегодня Во многих местах охотничьи обычаи сохранились. Мясо впрок не

Охота сегодня

Во многих местах охотничьи обычаи сохранились.
Мясо впрок не добывают.


Охотники соблюдают обычай «ужа», когда любой человек, встретивший охотника на промысле мог крикнуть: «Ужа!» и получить
часть добычи. Обычай «ужа» и другие юридические тонкости использования охотничьих угодий несколько лет подряд изучал американец Брайн Донахо. Он выучил тувинский язык и собирал сведения для докторской диссертации.
Слайд 32

Соблюдение законов тайги Бережное и мудрое отношение тувинцев к живой природе,

Соблюдение законов тайги

Бережное и мудрое отношение тувинцев к живой природе, следование

заветам предков – сохранение и передача из поколения в поколение традиций, способствовало относительно высокой численности видов животных , которые в наши дни занесены в наши Красные книги различных рангов, в том числе и в международную Красную книгу (архар, снежный барс, красный волк, дзерен и др)
В различных экосистемах Тувы многие промысловые животные имеют более стабильную численность, чем в других регионах. К ним относятся лось, марал, соболь, бурый медведь, манул.
Слайд 33

Слайд 34

Марал

Марал

Слайд 35

Слайд 36

Заключение В Туве нет исключительного права охоты. Если в тайгу придет

Заключение

В Туве нет исключительного права охоты. Если в тайгу придет незнакомый

человек, его не прогонят. Наоборот, ему должны помочь. Приютить в палатке, накормить, показать места охоты.
Закон Тайги – помощь. Любой может пробовать здесь свои силы и получить по своим способностям. И никто не может взять у Тайги больше, чем она сама позволит.
Если ты любишь и знаешь эту землю, она отдаст тебе все.