Психологическое значение различных видов детской субкультуры

Содержание

Слайд 2

Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание,

Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание,

развитие) — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
Слайд 3

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества,

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества,

уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым.
Слайд 4

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых

в процессе социализации трудно переоценить. Игра как школа произвольного поведения "школа морали в действия" (А.Н. Леонтьев) и своеобразное моделирование социальных отношений является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственный поведением (Эльконин, 1978). Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как <Лапта", "Горелки" "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Бояре" и многие другие
Слайд 5

Традиционная игра — не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений

Традиционная игра — не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений

взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире.
Слайд 6

Содержание детской субкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей,

Содержание детской субкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, если

до 8 — 10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта [Детский поэтический фольклор.., 1997; Мир детства и традиц.., 1996]. В 11 — 13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания (Школьный быт и фольклор.., 1992). А в 14 — 17 лет — это песни, пародии, анекдоты, "черный юмор" как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды.
Слайд 7

Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о

 Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о

мире, ценностях, совокупность особенно­стей поведения, форм общения и деятельности самих детей, сво­его рода культура в культуре, живущая по специфическим и са­мобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Слайд 8

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключа­ется в том, что, с

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключа­ется в том, что, с

одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой — детская субкульту­ра — это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.
Слайд 9

Таким образом, детская субкультура — вариант широко распространенного в обществе процесса

Таким образом, детская субкультура — вариант широко распространенного в обществе процесса

трансляции культуры, со­циального опыта от поколения к поколению. В широком значе­нии — это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, ус­тановок, способов деятельности и форм общения, осуществляе­мых в детских сообществах в той или иной конкретно-историчес­кой ситуации развития.