Современная социология искусства, основанная на методологии П.Бурдье

Содержание

Слайд 2

Пьер Бурдье (1930-2002гг.) Пьер Бурдье - один из крупнейших французских социологов

Пьер Бурдье (1930-2002гг.)

Пьер Бурдье - один из крупнейших французских социологов нашего

времени, близкий к неомарксизму. Его работы посвящены социологии власти и политики, социальной стратификации общества и “символических капиталов” различных групп, искусства и массовой культуры. Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества. Для Бурдье характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения на предмет исследования и на применяемые методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приемы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно применяет к изучению таких разнообразных социологических объектов как: крестьянство, искусство, безработица, система образования, право, наука, литература, брачно-родственные союзы, классы, религия, политика, спорт, язык, жилище, интеллектуалы и государственная “верхушка”.
Слайд 3

Слайд 4

Основные работы Опубликованные на русском языке: "Начала" ("Choses dites") (М. :

Основные работы

 Опубликованные на русском языке:
"Начала" ("Choses dites") (М. : Socio-Logos,

1994); "Практический смысл" (М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 2001); "Рынок символической продукции" // Вопросы социологии. 1993. № 1/2; "Социология политики" (М. : Socio-Logos, 1993).
 • А также: "Любовь к искусству. Европейские художественные музеи и их публика" (1966 и 1969); "Срединное искусство. Очерк о социальном использовании фотографии" (1965, совм. с L. Boltanski, R. Castel, J. -C. Chamboredon); "Различие. Социальная критика суждения" (1979); "Интеллектуальное поле и творческий проект" (1966); "Научное поле" (1976); "Студенты и их учеба" (1964, совм. с J. -C. Passeron, M. Eliard); "Наследники. Студенты и культура" (1964, совм. с J. -C. Passeron); "Паскалевские размышления" (1997); "Нищета мира" (1993, в соавт. ); "Практический разум. О теории действия" (1994); "Правила искусства. Происхождение и структура литературного поля" (1992); "Ответы. К рефлексивной антропологии" (1992); "Вопросы социологии" (1980); "Ответы экономистам" (1984) и др.
Слайд 5

Слайд 6

Понятие социального пространства является для французского ученого одним из ключевых в

Понятие социального пространства является для французского ученого одним из ключевых в

социологической науке, которая выступает в его трактовке как социальная топология. В самом общем виде социальное пространство у него "представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами..."  Вместе с тем социальное пространство — это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами. По мнению социолога, "социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики" .
Как и другие теоретические понятия, которые использует Бурдье, категория социального пространства не является новой. Однако социолог вносит в "жизнь" этого понятия дополнительное "дыхание", соотнося социальное, физическое и географическое пространства. Хотя они тесно связаны и лаже переплетены, но различаются между собой. "То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, — пишет он, — является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т.е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным. Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии..."
Слайд 7

Понятие габитус • Одним из базовых понятий социологической концепции Пьера Бурдье

Понятие габитус

• Одним из базовых понятий социологической концепции Пьера Бурдье является

понятие габитуса, позволяющее ему преодолеть ограниченность и поверхность структурного подхода и излишний психологизм феноменологического.
Габитус (habitus) - системы прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, то есть в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства.
Слайд 8

Габитус Габитус — это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента

Габитус 

Габитус — это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и

его представления. Habitus, продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики — опять историю — в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Он обусловливает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действия, гарантирует „правильность" практик и их постоянство во времени более надежно, чем все формальные правила и открыто выраженные нормы. Такая система предрасположенностей - то есть присутствующее в настоящем прошедшее, устремляющееся в будущее путем воспроизведения однообразно структурированных практик, внутренний закон, через который постоянно исполняется не сводимый к непосредственному принуждению закон внешних необходимостей, - есть принцип преемственности и регулярности.
Слайд 9

Слайд 10

Социальный агент Чтобы отойти от структуралистского и феноменологического подходов к изучению

Социальный агент

Чтобы отойти от структуралистского и феноменологического подходов к изучению социальной

реальности Бурдье вводит понятие агента в противоположность субъекту и индивиду. Он подчеркивает, что понятие “субъект” используется в широко распространенных представлениях о “моделях”, “структурах”, “правилах”, когда исследователь как бы встает на объективистскую точку зрения, видя в субъекте марионетку, которой управляет структура, и лишает его собственной активности. В этом случае субъект рассматривается как тот, кто реализует сознательную целенаправленную практику, подчиняясь определенному правилу.
Слайд 11

Агенты же у Бурдье “не являются автоматами, отлаженными как часы в

Агенты же у Бурдье “не являются автоматами, отлаженными как часы в

соответствии с законами механики, которые им неведомы”. Агенты осуществляют стратегии - своеобразные системы практики, движимые целью, но не направляемые сознательно этой целью. Бурдье предлагает в качестве основы для объяснения практики агентов не теоретическую концепцию, построенную для того, чтобы представить эту практику “разумной” или, того хуже, “рациональной”, а описывает саму логику практики через такие ее феномены, как практическое чувство, габитус, стратегии поведения.
Слайд 12

Слайд 13

По мнению Бурдье особенностью общества является то, что оформляющие его структуры

 По мнению Бурдье особенностью общества является то, что оформляющие его структуры

существуют в двух ипостасях: во-первых, как “реальность первого порядка”, данная через распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценностей (“виды капитала” по Бурдье); во-вторых, как “реальность второго порядка”, существующая в представлениях, в схемах мышления и поведения, как символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, эмоциональных оценок и суждений социальных агентов.
Слайд 14

По мнению Бурдье, социология должна действовать, исходя из того, что человеческие

По мнению Бурдье, социология должна действовать, исходя из того, что человеческие

существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами, конституированными как таковые в отношении и через отношение с социальным пространством (с полями). Как тела и биологические индивиды, человеческие существа помещаются, так же как и предметы, в определенном пространстве и занимают одно место. Они не обладают физической способностью вездесущности, которая позволяла бы им находиться одновременно в нескольких местах. Место, может быть определено абсолютно, как то, где находится агент или предмет, как “локализация”, или как позиция, как ранг в порядке. Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры или, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели).
Слайд 15

В своем подходе Пьер Бурдье отходит от крайних структуралистского и феноменологического

В своем подходе Пьер Бурдье отходит от крайних структуралистского и феноменологического

подходов к изучению социальной реальности. Бурдье вводит понятие «габитус». Содержание этого понятия связано с обширным философским контекстом.
Индивид здесь понимается как социальный агент, реализующий в своей личной практике программу данного общества в зависимости от того положения, которое он в обществе занимает. Индивид некоторым образом и есть общество. социологический общество власть
Социология рассматриваемого автора по прежнему актуальна благодаря своему современному подходу и интересным идеям, объясняющим многие социальные проблемы.