Теория социального характера Д. Рисмена

Содержание

Слайд 2

План: Дэвид Рисмен Типы социального характера Основные идеи работ «Одинокая толпа»

План:

Дэвид Рисмен
Типы социального характера
Основные идеи работ «Одинокая толпа» и «Лица в

толпе»
Рассмотрение идей Т. Веблена
Слайд 3

1. Дэвид Рисмен Американский социолог и юрист. В 1931 году получил

1. Дэвид Рисмен

Американский социолог и юрист.
В 1931 году получил степень доктора наук по биохимии, после чего продолжил

обучение в Гарвардской школе права. В 1934 году Рисмен стал профессором юриспруденции.
С 1934 по 1935 год занимался юридической практикой в Бостоне.
С 1935 года Рисмен провёл четыре года в университете Юридической школы Буффало.
Во время Второй мировой войны был окружным прокурором в Нью-Йорке.
После войны Рисмен стал преподавателем Чикагского университета, где он читал курс о культуре и индивидуальности.
В 1941 году работал в Колумбийском университете.
Слайд 4

2. Типы социального характера «Социальный характер» – та часть характера, которая

2. Типы социального характера

«Социальный характер» – та часть характера, которая формируется

в процессе жизнедеятельности и представляет своего рода «установку», с которой человек подходит к миру и людям [5, стр. 119]
Типы социального характера:
«Ориентированный на традицию»
«Ориентированный на себя»
«Ориентированный на другого» [Там же]
Слайд 5

Психоанализ фрейдизма и неофрейдизма. Неофрейдизм возник преимущественно в США на почве

Психоанализ фрейдизма и неофрейдизма. Неофрейдизм возник преимущественно в США на почве

соединения психоанализа с американской социологией, а одним из его представителей был Д. Рисмен. -- В неофрейдизме заметно усиливается роль социальных факторов, рассматриваемых сквозь призму их влияния на психику личности. -- Бессознательное, являющееся основной категорией у З. Фрейда и связанное с сугубо биологическими механизмами, превращается в неофрейдизме в связующее звено между социальными и психическими структурами (к примеру, у Фромма – «социальное бессознательное»). [Там же, стр. 430] Все эти идеи отслеживаются так же и в работах социолога «Одинокая толпа» и «Лица в толпе»

Теоретические идеи Э. Фромма, особенно в области концепций социального характера и отчуждения личности при капитализме, оказали большое влияние на современную ему социологическую мысль. Одним из исследователей, испытавших это влияние, стал сам Рисмен. [3, стр. 429]

Слайд 6

– взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами социального характера, выделяя

– взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами социального характера, выделяя

при этом три главных исторических периода и соответствующих им типа общества [5, стр. 118]:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
основа классификации – корреляция (зависимость) между формированием социального характера и определенными изменениями населения, которые отражает кривая роста населения. [Там же, стр. 119]

1) «Высокого потенциала прироста населения» (например, средние века); Социальный характер – «ориентированный на традицию»

2) «Переходного роста населения» (например, Ренессанс–Реформация); Социальный характер – «ориентированный на себя»

3) «Начинающегося спада населения» (например, современные индустриально развитые общества). Социальный характер – «ориентированный на другого»

3. Основные идеи работ «Одинокая толпа» и «Лица в толпе»

«Одинокая толпа»

Слайд 7

– Типы социального характера «Ориентированный на традицию» «Ориентированный на себя» «Ориентированный на другого»

– Типы социального характера

«Ориентированный на традицию»

«Ориентированный на себя»

«Ориентированный на другого»

Слайд 8

Социальный характер формируется на основе следования традиции Люди, которые в наше

Социальный характер формируется на основе следования традиции
Люди, которые в наше время

были бы отнесены к разряду девиантов и маргиналов, играют там роль шаманов и колдунов.
Социальная мобильность и индивидуальность – минимальны, т.к. общество не испытывает потребности в них.
Характерен не только средневековой Европы, но и для других стран, которые можно назвать «народными», «статусными», «общинными»

«Ориентированный на традицию»

Мотивация поведения людей – страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут.

[Там же, стр. 120]

Слайд 9

Индивид характеризуется Высокой степенью конформности, приверженностью традиции и подчинением властным структурам.

Индивид характеризуется
Высокой степенью конформности, приверженностью традиции и подчинением властным структурам.
Его

поведение тщательно контролируется и регулируется семьей, кланом, ритуалом, религией, кастой и т. д.

«Ориентированный на традицию»

– Он занимает четко определенное место, играет строго фиксированные социальные роли, в соответствии с которыми получает ту или иную оценку и вознаграждение => «принадлежит обществу, а не является лишним»

[Там же]

Слайд 10

Резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Ориентация-на-себя

Резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация.
Ориентация-на-себя (или

Протестантская этика, по Веберу) означает, что человек воспринимает себя как индивида и осознает, что его судьба – в его руках.

«Ориентированный на себя»

Совсем иной тип характера: предприимчивый, инициативный, любящий риск и все новое. Для этого необходимы индивидуальность, самостоятельность и творческое начало.

Мотивация поведения людей – мотивация внутренняя. Это своего рода «внутренний голос», определяющий его поведение

[Там же]

Слайд 11

Типична для «нового среднего класса» Ориентация-на-другого – тип характера, впервые появляющийся

Типична для «нового среднего класса»
Ориентация-на-другого – тип характера, впервые появляющийся в

среде высшего среднего класса современной индустриальной Америки.
Когда потребление опережало производство, а население выравнивалось или сокращалось, общество становилось менее динамичным, а его члены более направлены на других. В этих обстоятельствах люди стремятся стать принятыми в основное русло, соответствуя ожиданиям и предпочтениям групп сверстников. [1]
Этот тип характера широко распространяется и в других индустриально развитых странах, где имеются сходные для Америки условия его возникновения
развитый капитализм, индустриализацию, урбанизацию.
«Образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации»

«Ориентированный на другого»

Мотивация поведения людей – исключительно другие люди, «группой равных» (то есть те, кто сродни индивиду по статусу, классу, возрасту и т. п.).

[Там же, стр. 121]

Слайд 12

«ЛИЦА В ТОЛПЕ» [2] Социологическое исследование. Предположение заключается в том, что

«ЛИЦА В ТОЛПЕ» [2]

Социологическое исследование. Предположение заключается в том, что отдельные

"лица в толпе" можно охарактеризовать в диапазоне двух аспектов (основ)
1. Исторической основе (ориентация на традиции, ориентация на себя, и ориентация на других)
2. Неисторической основе (урегулированная, аномичная (неурегулированная), и автономная. В этом контексте, по спектру (диапазону), означает, что никто не является чисто типизированным в любом из этих измерений, но имеет близкое сродство к одному из отдельных частей типов в диапазоне каждого измерения.
Слайд 13

Учитывая эту характеристику, Автор задаётся вопросом: Что можно предсказать о социально-политических

Учитывая эту характеристику,
Автор задаётся вопросом: Что можно предсказать о социально-политических

характеристиках индивида о таких как: политическая апатия, политическая активность, политические догмы или их отсутствие, чувство личного успеха в социальном и политическом плане или его отсутствие среди других?
Автор документирует 21 индивидуальный случай. Автор не приводит ни резюме, ни выводы, основанные на этих 21 отдельных случаях, чтобы ответить на его тезис о том, что мы можем предсказать о зависимых переменных с учетом классификации независимых переменных индивидуума.
В работе «Лица в толпе» нет никакой заметной закономерности между независимыми и зависимыми переменными, что является объявленной целью исследования этого автора. Не хватает определения статистической взаимосвязи между переменными, то есть трактовка этого автора носит чисто вербальный характер и на занимательной основе и без внимания к статистике или математике.

Замечание:

Слайд 14

4. Рассмотрение идей Т. Веблена [4] Анализу творчества Т. Веблена посвящена

4. Рассмотрение идей Т. Веблена [4]

Анализу творчества Т. Веблена посвящена третья

большая работа Рисмена «Т. Веблен – Критическая интерпретация», которая была написана в 1953 году.
О работе «Т. Веблен – Критическая интерпретация»:
Дэвид Рисман с своей научной книге субъективно но в то же время очень критично высказывает объективную и сбалансированную оценку Веблену. Тщательно изучив убеждения, идеи и установки социолога, Рисман говорит о Веблене как о человеке со страстным нравственным чувством, со стремлением к революционному реформаторству и как о человеке, с уникальным взглядом на экономику.