Удмуртский народный костюм Реконструкции художника-этногрофа, кандидата исторических наук Л.Молчановой Презентацию подготовил

Содержание

Слайд 2

Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у

Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у

народной песни или сказки.
Он не подвержен влиянию мимолетной моды.
Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.
Л.А.Молчанова
Слайд 3

Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы По расположению металлических

Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы
По расположению металлических украшений

в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма
Слайд 4

Удмуртская одежда шилась из : холста сукна овчины В одежде выделяются

Удмуртская одежда шилась из :
холста сукна овчины
В одежде выделяются два

варианта удмуртского народного костюма
северный южный
Слайд 5

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии

камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.
Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.
Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.
Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
Слайд 6

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником,

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником,

ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.
Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.
Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
Слайд 7

Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э Часто женский поясной набор

Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э

Часто женский поясной набор был

снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож
Слайд 8

Костюм Азелинского времени. 3-5 века Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов

Костюм Азелинского времени. 3-5 века

Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья

и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен
Слайд 9

Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века Шапочка могла быть

Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века

Шапочка могла быть

и кожаной, и
матерчатой с меховой опушкой
Слайд 10

Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв.

Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв.


Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

Слайд 11

Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв. Вышитая налобная повязка

Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв.

Вышитая налобная повязка 19

века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца
Слайд 12

Женский и девичий костюмы 16-18 вв. Удмуртские женщины в костюме широко

Женский и девичий костюмы 16-18 вв.

Удмуртские женщины в костюме широко применяли

вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи
Слайд 13

Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант). Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв. К

Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант). Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

К поясу сбоку

крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником
Слайд 14

Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.

Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.

Слайд 15

Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник. 11-13 вв.

Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник. 11-13 вв.

Слайд 16

Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в. С середины 18 века в

Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.


С середины 18 века
в

составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.
Слайд 17

Завятский (арский) костюмный комплекс. 19 – середина 20 в. В 19-20

Завятский (арский) костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

В 19-20 веках

к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.
Слайд 18

Нижнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Нижнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Слайд 19

Бесермянский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Бесермянский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Слайд 20

Собственно южноудмуртский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в. У южных

Собственно южноудмуртский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

У южных удмуртов ещё

в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос
Слайд 21

Верхнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Верхнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Слайд 22

Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско - бодьинский).19 – середина 20 в.

Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско - бодьинский).19 –

середина 20 в.
Слайд 23

Бесермянский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Бесермянский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Слайд 24

Закамский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Закамский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Слайд 25

Калмезский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Калмезский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.