Введение в теории социологии лекция по курсу Социология. Лекция № 2

Содержание

Слайд 2

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

1. ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ
2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
3. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ

ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИОЛОГИИ
Слайд 3

1. ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, НЕСМОТРЯ НА СРАВНИТЕЛЬНО МОЛОДОЙ ВОЗРАСТ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ

1. ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, НЕСМОТРЯ НА СРАВНИТЕЛЬНО МОЛОДОЙ ВОЗРАСТ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

СЛОЖНО СТРУКТУРИРОВАННУЮ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ВКЛЮЧАЕТ ТРИ УРОВНЯ:
1) ОБЩУЮ СОЦИОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ (ОБЩУЮ СОЦИОЛОГИЮ);
2) ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ);
3) КОНКРЕТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Слайд 4

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАПРАВЛЕНА НА ВЫЯСНЕНИЕ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАПРАВЛЕНА НА ВЫЯСНЕНИЕ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И

РАЗВИТИЯ СОЦИУМА. НА ЭТОМ УРОВНЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ, ПОНЯТИЙ И ЗАКОНОВ СОЦИОЛОГИИ.
Слайд 5

ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ) ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ СРЕДНЕГО

ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ)

ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ) ЗАНИМАЮТСЯ

ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. В НИХ УСЛОВНО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ РАЗДЕЛА:
1) ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ПОЛИТИКИ, РЕЛИГИИ И Т.Д.);
2) ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП, ТОЛПЫ, ЭТНОСОЦИОЛОГИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И Т.Д.):
3) ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (СОЦИОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ, ПРОЦЕССОВ МОБИЛЬНОСТИ И МИГРАЦИИ, МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И Т.Д.).
Слайд 6

КОНКРЕТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКРЕТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ И ОБОБЩАЮТ

КОНКРЕТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

КОНКРЕТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ И ОБОБЩАЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

С ПОМОЩЬЮ РЕГИСТРАЦИИ КАКИХ-ТО СВЕРШИВШИХСЯ СОБЫТИЙ. СИСТЕМЫ ФАКТОВ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОСТАВЛЯЮТ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ЭМПИРИЧЕСКУЮ БАЗУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Слайд 7

ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫДЕЛЯЮТ: МАКРОСОЦИОЛОГИЮ ИССЛЕДУЕТ ПОВЕДЕНИЕ В

ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫДЕЛЯЮТ:

МАКРОСОЦИОЛОГИЮ

ИССЛЕДУЕТ ПОВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕССАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КРУПНОМАСШТАБНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ - ЭТНОСОВ, НАЦИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ГОСУДАРСТВ И Т.Д.

МИКРОСОЦИОЛГИЮ

АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ИНДИВИДАХ, УСТАНАВЛИВАЕТ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В МАЛЫХ ГРУППАХ (СЕМЬЕ, ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ И Т.П.).

Слайд 8

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЧССКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАССМАТРИВАЛАСЬ В ОСНОВНОМ В ТЕОРИЯХ

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ

МАКРОСОЦИОЛОГИЧССКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАССМАТРИВАЛАСЬ В ОСНОВНОМ В ТЕОРИЯХ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА

И СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ

К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИОЛОГИИ ОТНОСЯТСЯ ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА, ТЕОРИЯ ОБМЕНА И ДР.

Слайд 9

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ

ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ НОРМ

ЛЮБОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОН ОРИЕНТИРУЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ И ЯВЛЕНИЙ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС «ПОЧЕМУ?». ПРИЧИННОСТЬ ОЗНАЧАЕТ НАЛИЧИЕ ТАКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ, ПРИ КОТОРОЙ ОДНО ЯВЛЕНИЕ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ (ПОРОЖДАЮЩЕЙ), ИЗМЕНЯЮЩЕЙ ДРУГОЕ ЯВЛЕНИЕ (СЛЕДСТВИЕ).
Слайд 10

ПРИМЕР ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ - НАИБОЛЬШАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ОТМЕЧАЕТСЯ В РЕГИОНАХ ШОТЛАНДИИ

ПРИМЕР ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ

- НАИБОЛЬШАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ОТМЕЧАЕТСЯ В РЕГИОНАХ ШОТЛАНДИИ С

НАИМЕНЬШЕЙ ПЛОТНОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ И САМЫМ НИЗКИМ УРОВНЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ. В США ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КОРРЕЛИРУЕТ С УРОВНЕМ ДОХОДА (ЖИЗНЬ БЕДНЯКОВ И ЛЮДЕЙ НЕВЫСОКОГО СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА ЧАЩЕ ОБРЫВАЕТСЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО). В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС КОРРЕЛИРУЕТ С ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ЖИЗНИ.
- ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ, ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?
Слайд 11

2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ ПРОЦЕСС ОСМЫСЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

ПРОЦЕСС ОСМЫСЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ НАЧИНАЕТСЯ

У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ. ОБЩЕСТВО СТАНОВИТСЯ ОБЪЕКТОМ АНАЛИЗА ЛЮДЕЙ ДАЖЕ ПРЕЖДЕ САМОЙ ЛИЧНОСТИ, ВЕДЬ В ПЕРВОБЫТНОМ СОСТОЯНИИ ЛИЧНОСТЬ ПОЧТИ НЕ ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ ИЗ РОДА, ХОТЯ ЧЕЛОВЕК И НАЧИНАЕТ РАЗМЫШЛЯТЬ, ОЦЕНИВАТЬ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ УГЛУБЛЯЮТСЯ ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, КОГДА ОБОЗНАЧАЕТСЯ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ «ЧТО ВАЖНЕЕ: ОБЩЕСТВО ИЛИ ЛИЧНОСТЬ В ЕЕ НЕПОВТОРИМОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОМ СВОЕОБРАЗИИ ВОСПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?» И ВОЗНИКАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ И НЕРАВЕНСТВЕ.
Слайд 12

УЧЕНЫЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ОБ ОБЩЕСТВЕ В СЕРЕДИНЕ I ТЫС. ДО Н.

УЧЕНЫЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

В СЕРЕДИНЕ I ТЫС. ДО Н. Э. ОСОЗНАНИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА ВЫЛИЛОСЬ В КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕГО НЕОБХОДИМОСТИ. НА ВОСТОКЕ КРИТИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК, ЗАЛОЖЕННЫХ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ, БЫЛО ОСУЩЕСТВЛЕНО В УЧЕНИЯХ БУДДЫ, КОНФУЦИЯ, ЗАРАТУСТРЫ
Слайд 13

КОНФУЦИАНСТВО ИДЕАЛОМ КОНФУЦИАНСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕСТВА ПО ДРЕВНЕМУ ОБРАЗЦУ, В

КОНФУЦИАНСТВО

ИДЕАЛОМ КОНФУЦИАНСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕСТВА ПО ДРЕВНЕМУ ОБРАЗЦУ, В КОТОРОМ

ВСЯКАЯ ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ СВОЮ ФУНКЦИЮ. ГАРМОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОСТРОЕНО НА ИДЕЕ ПРЕДАННОСТИ - ЛОЯЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНИКОМ И ПОДЧИНЁННЫМ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОХРАНЕНИЕ ГАРМОНИИ И САМОГО ЭТОГО ОБЩЕСТВА. КОНФУЦИЙ СФОРМУЛИРОВАЛ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ: «НЕ ДЕЛАЙ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».
Слайд 14

УЧЕНЫЕ АНТИЧНОСТИ ОБ ОБЩЕСТВЕ НА ЗАПАДЕ СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ ДОСТИГЛА СВОЕГО АПОГЕЯ

УЧЕНЫЕ АНТИЧНОСТИ ОБ ОБЩЕСТВЕ

НА ЗАПАДЕ СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ ДОСТИГЛА СВОЕГО АПОГЕЯ В

АФИНАХ V-IV ВВ. ДО Н. Э. В ТВОРЧЕСТВЕ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.
Слайд 15

ПЛАТОН «ГОСУДАРСТВО» У ПЛАТОНА ОБЩЕСТВО УПОДОБЛЯЕТСЯ «ОГРОМНОМУ ЧЕЛОВЕКУ». ТРЁМ НАЧАЛАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ПЛАТОН «ГОСУДАРСТВО»

У ПЛАТОНА ОБЩЕСТВО УПОДОБЛЯЕТСЯ «ОГРОМНОМУ ЧЕЛОВЕКУ». ТРЁМ НАЧАЛАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

(РАЗУМНОМУ, ЯРОСТНОМУ И ВОЖДЕЛЕЮЩЕМУ) В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ АНАЛОГИЧНЫ ТОЖЕ ТРИ НАЧАЛА (СОВЕЩАТЕЛЬНОЕ, ЗАЩИТНОЕ И ДЕЛОВОЕ), КОТОРЫМ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СООТВЕТСТВУЮТ ТРИ СОСЛОВИЯ – ПРАВИТЕЛИ, ВОИНЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ (РЕМЕСЛЕННИКИ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ).
Слайд 16

ПЛАТОН «ГОСУДАРСТВО» СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПО ПЛАТОНУ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ КАЖДОЕ СОСЛОВИЕ

ПЛАТОН «ГОСУДАРСТВО»

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПО ПЛАТОНУ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ КАЖДОЕ СОСЛОВИЕ ЗАНИМАЛОСЬ

СВОИМ ДЕЛОМ. НЕРАВЕНСТВО С ПОМОЩЬЮ «БЛАГОРОДНОГО ВЫМЫСЛА» ОБОСНОВЫВАЕТСЯ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ, ИСХОДНО ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОЕ: ХОТЯ ВСЕ ЛЮДИ РОЖДЕНЫ ЗЕМЛЕЙ, НО У ОДНИХ ПРИМЕШАНО ЗОЛОТО, ЗНАЧИТ, ОНИ ДОЛЖНЫ ПРАВИТЬ; У ДРУГИХ – СЕРЕБРО, И ПОСЕМУ ОНИ СТАНОВЯТСЯ ВОИНАМИ; У ТРЕТЬИХ ПРИМЕШАНЫ ЖЕЛЕЗО И МЕДЬ, ОНИ ПРИЗВАНЫ БЫТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ. ВСЕ СОСЛОВИЯ СЛУЖАТ СОХРАНЕНИЮ ЕДИНСТВА, СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.
Слайд 17

АРИСТОТЕЛЬ АРИСТОТЕЛЬ КРИТИКУЕТ «ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА, ОТСТАИВАЯ ПРИОРИТЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗАЩИЩАЯ

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ КРИТИКУЕТ «ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА, ОТСТАИВАЯ ПРИОРИТЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗАЩИЩАЯ ПРАВО

ЛИЧНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ЧРЕЗМЕРНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ОБОБЩЕСТВЛЕНИЮ, НАПРИМЕР ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПЛАТОНОМ ОБЩНОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ЖЕН И ДЕТЕЙ, ПО МНЕНИЮ АРИСТОТЕЛЯ, ВЕДЕТ К СТИРАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, К БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТИ И ЛЕНИ, УСУГУБЛЯЕТ СОЦИАЛЬНУЮ ПУТАНИЦУ, ПОДГОТАВЛИВАЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС.
Слайд 18

УЧЕНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОД

УЧЕНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОД КОНТРОЛЕМ

СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ, РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ, ЧТО ОКАЗАЛО ВЛИЯНИЕ И НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ.
Слайд 19

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (354-403) - ОПРАВДЫВАЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА; - ГОСУДАРСТВО –

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (354-403)

- ОПРАВДЫВАЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА;
- ГОСУДАРСТВО – НАКАЗАНИЕ ЗА ПЕРВОРОДНЫЙ

ГРЕХ, ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ ГОСПОДСТВА ОДНИХ ЛЮДЕЙ НАД ДРУГИМИ, ПРЕДНАЗНАЧЕНО НЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮДЬМИ СЧАСТЬЯ, А ТОЛЬКО ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ В ЭТОМ МИРЕ;
- СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО – ХРИСТИАНСКОЕ.
Слайд 20

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) - ОСУЩЕСТВИЛ «МОДЕРНИЗАЦИЮ» РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ХРИСТИАНСТВА НА ОСНОВЕ КОММЕНТАРИЕВ

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274)

- ОСУЩЕСТВИЛ «МОДЕРНИЗАЦИЮ» РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ХРИСТИАНСТВА НА ОСНОВЕ КОММЕНТАРИЕВ АРИСТОТЕЛЯ;


- ЕГО УЧЕНИЕ СТАЛО ВАЖНЫМ ШАГОМ В УКРЕПЛЕНИИ ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ КАТОЛИЦИЗМА НАД РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Слайд 21

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВО ПРОДОЛЖИЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ

В НОВОЕ ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВО ПРОДОЛЖИЛИ ТАКИЕ

УЧЕНЫЕ КАК ТОМАС ГОББС, ДЖОН ЛОКК, ТЮРГО И ДРУГИЕ
Слайд 22

ТОМАС ГОББС (1588-1679) СОЗДАЛ ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА. В ЕГО ТРУДЕ «ЛЕВИАФАН»

ТОМАС ГОББС  (1588-1679)

СОЗДАЛ ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА. В ЕГО ТРУДЕ «ЛЕВИАФАН» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

ИДЕЯ ПЕРЕХОДА К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ И ОБОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Слайд 23

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) - ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - ЭТО РАВЕНСТВО, ГДЕ ГОСПОДСТВУЮТ

ДЖОН ЛОКК  (1632-1704)

- ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - ЭТО РАВЕНСТВО, ГДЕ ГОСПОДСТВУЮТ ЗАКОНЫ РАЗУМА;
-

ГОСУДАРСТВО - ЭТО ЖЕЛАНИЕ СОХРАНИТЬ СВОБОДУ И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ;
- ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТ ГРАЖДАНСКОГО - НАЛИЧИЕ ОБЩЕГО УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНА;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ОГРАНИЧИВАЕТ СВОБОДУ ГОСУДАРСТВА.
Слайд 24

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК (1727-1781) - СОЗДАЛ ИДЕЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА; -

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК (1727-1781)

- СОЗДАЛ ИДЕЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА;
- ПРОГРЕСС -

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ВСЁ ВЕДЁТ К ПРОГРЕССУ. РАЗНЫЕ НАРОДЫ ПО-РАЗНОМУ РАЗВИВАЮТСЯ, ТАК КАК В НИХ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЕДЁТ К ПРОГРЕССУ. СКОРОСТЬ ПРОГРЕССА ЗАВИСИТ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Слайд 25

3. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИОЛОГИИ - ПОЗИТИВИЗМ - (ОГЮСТ

3. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИОЛОГИИ

- ПОЗИТИВИЗМ - (ОГЮСТ КОНТ) -

ОРГАНИЦИЗМ - (ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР) - ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - (КАРЛ МАРКС)
Слайд 26

ОГЮСТ КОНТ (1798-1857) - ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ТЕРМИН «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА»; - РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

ОГЮСТ КОНТ (1798-1857)

- ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ТЕРМИН «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА»;
- РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИРОДНЫМ ЗАКОНАМ;
-

СОЦИОЛОГИЯ ЧАСТЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ;
- СОЦИОЛОГИЯ – ГЛАВНАЯ ИЗ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК;
- ПОЗИТИВНЫЙ = НАУЧНЫЙ
Слайд 27

СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА - ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (ФИКТИВНАЯ) СТАДИЯ. НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК ОБЪЯСНЯЕТ

СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА

- ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (ФИКТИВНАЯ) СТАДИЯ. НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК ОБЪЯСНЯЕТ ПРОЦЕССЫ,

ПРОИСХОДЯЩИЕ В ЖИЗНИ, ДЕЙСТВИЕМ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ СИЛ.
- МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ (АБСТРАКТНАЯ) СТАДИЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ СИЛАХ ЗАМЕНЯЮТСЯ АБСТРАКЦИЯМИ, ВОПЛОЩЕННЫМИ В РАЗЛИЧНЫХ ИДЕЯХ.
- НАУЧНАЯ (ПОЗИТИВНАЯ) СТАДИЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ПРИЗНАВ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. ЛЮДИ СТАЛИ ИССЛЕДОВАТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В ПРЕДЕЛАХ ИХ ДОСЯГАЕМОСТИ.
Слайд 28

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820-1903) - АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ, РОДОНАЧАЛЬНИК ЭВОЛЮЦИОНИЗМА; -

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820-1903)

- АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ, РОДОНАЧАЛЬНИК ЭВОЛЮЦИОНИЗМА;
- ОСНОВАТЕЛЬ ОРГАНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

СОЦИОЛОГИИ;
- ИДЕОЛОГ ЛИБЕРАЛИЗМА;
- АВТОР РАБОТЫ «СИСТЕМА СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» В 10-ТИ ТОМАХ
Слайд 29

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ: - «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР», - «БОРЬБА

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ:
- «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР»,
- «БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ»,

- «ВЫЖИВАНИЕ СИЛЬНЕЙШЕГО».
ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ДОЛЖНО ВМЕШИВАТЬСЯ В ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ. ТОЛЬКО В ТАКИХ УСЛОВИЯХ ЛЮДИ «ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ» БУДУТ ВЫЖИВАТЬ, А «НЕПРИСПОСОБЛЕННЫЕ» - ВЫМИРАТЬ; ТОЛЬКО СИЛЬНЫЕ СМОГУТ АДАПТИРОВАТЬСЯ И ДОСТИГАТЬ ВСЁ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ УРОВНЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Слайд 30

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ – НЕВОЗМОЖНЫ. ЛЮДЯМ СВОЙСТВЕННЫ ЛЮБОВЬ

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА

СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ – НЕВОЗМОЖНЫ. ЛЮДЯМ СВОЙСТВЕННЫ ЛЮБОВЬ К

ВЛАСТИ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ И НЕЧЕСТНОСТЬ. «ВСЕ ПОПЫТКИ УСКОРИТЬ ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕР ВЕДУТ ЛИШЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ, СВОЙСТВЕННЫХ НИЗШЕМУ (Т.Е. ВОЕННОМУ) ТИПУ ОБЩЕСТВА».
Слайд 31

КАРЛ МАРКС (1818-1883) - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ, ЭКОНОМИСТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ИСТОРИК;

КАРЛ МАРКС (1818-1883)

- НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ, ЭКОНОМИСТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ИСТОРИК;
- АВТОР

КЛАССИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ТРУДА ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ «КАПИТАЛ. КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ».
Слайд 32

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ КАРЛА МАРКСА НА ОСНОВЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА ПОЯВИЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ КАРЛА МАРКСА

НА ОСНОВЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА ПОЯВИЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
1) В НАУКЕ -

НАУЧНЫЙ МЕТОД МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ.
2) В ФИЛОСОФИИ - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ.
3) В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.
4) В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ - НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ, ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ.
5) В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - НАУЧНАЯ КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ, ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ.