Русский речевой портрет

Содержание

Слайд 2

На арене русского языка сейчас разворачиваются драматические события (О.А.Лаптева) Русский язык

На арене русского языка сейчас разворачиваются драматические события (О.А.Лаптева)
Русский язык стоит на

пороге своего нового исторического состояния
(В.Г.Костомаров)
Слайд 3

Карнавализация окружающей действительности стимулировала карнавализацию русского языка

Карнавализация
окружающей
действительности
стимулировала
карнавализацию
русского языка

Слайд 4

В «новые одежды» стали одеваться наши мысли(в моде «маски», сокращения, иностранные

В «новые одежды» стали одеваться наши мысли(в моде «маски», сокращения, иностранные

и жаргонные слова)
Цитируются тексты в новом контексте
Тексты становятся многомерными (наслоение смыслов)
Нужны знания для их расшифровки
Слайд 5

«"Дама" Любимова не убита!» (МК, от 01.07.97). О чём это? «Московский

«"Дама"
Любимова не убита!»
(МК, от 01.07.97).
О чём это?

«Московский зритель наконец

увидел самую
многострадальную российскую версию "Пиковой дамы"
П.И.Чайковского (режиссёр Юрий Любимов,
композитор
Альфред Шнитке).
Слайд 6

«Пиковая дама»

«Пиковая дама»

Слайд 7

Несерьёзное отношение к делу – несерьёзное отношение к языку

Несерьёзное отношение к делу – несерьёзное отношение к языку

Слайд 8

Азбука со сказками?

Азбука со сказками?

Слайд 9

Азбука со сказками?

Азбука со сказками?

Слайд 10

?

?

Слайд 11

Что это?

Что это?

Слайд 12

Смешно или грустно?

Смешно или грустно?

Слайд 13

Карнавал пародия на прошлое? черновик будущего?

Карнавал

пародия на прошлое?
черновик будущего?

Слайд 14

Все естественные законы развития русского языка напряжены до предела Темп обновления

Все естественные законы развития русского языка напряжены до предела
Темп обновления превышает

допустимые нормы
Границы литературного языка размылись
Слайд 15

Идет процесс резких перемен в речевых стилях Нормы становятся все более вариативными

Идет процесс резких перемен в речевых стилях
Нормы становятся все

более вариативными
Слайд 16

сокращение объёма текста увеличение объёма информации максимальное воздействие на адресата при

сокращение объёма текста
увеличение объёма информации
максимальное воздействие на адресата при «минимальном времени»

для адресанта:
не важно ЧТО,
а важно КАК, ПОЧЕМУ/ЗАЧЕМ
Слайд 17

Языковая мода «текущего момента» Американомания Просторечно-жаргонно- сниженное и цинично-ироничное отношение к

Языковая мода «текущего момента»

Американомания
Просторечно-жаргонно- сниженное и
цинично-ироничное отношение к

языку, как и к самой жизни
Мы сейчас в карнавале!
Слайд 18

Мода – не униформа. Нельзя слепо следовать ей, становиться ее рабом.

Мода – не униформа. Нельзя слепо следовать ей, становиться ее рабом.


Мода проходит - остается стиль.
Стиль - исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы. Стиль - историко-культурный феномен.
Слайд 19

Слайд 20

Речь успешного человека Современная (а не модная) Ситуативная (соответствует ситуации общения)

Речь успешного человека

Современная (а не модная)
Ситуативная (соответствует ситуации общения)
Целесообразная (успешная для

адресанта и эффективная для адресата)
Правильная (соответствующая действующим нормам)
Корректная (соответствующая национальным традициям общения и этическим нормам поведения»
Слайд 21

Завещание И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это

Завещание И.С.Тургенева

«Берегите
наш язык,
наш прекрасный
русский язык, -
это клад,

это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»