Презентация "Изобразительно- выразительные средства" - скачать презентации по Русскому языку

Содержание

Слайд 2

Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное преимущественное прилагательным. Осень

Эпитет – образное определение
предмета или явления,
выраженное преимущественное
прилагательным.
Осень золотая

в гости к нам
пришла.
Слайд 3

Метафора – вид тропа, образованного по принципу сходства, средство иносказательной выразительности,

Метафора – вид тропа, образованного по
принципу сходства, средство
иносказательной выразительности,


скрытое сравнение, при котором один из
сравниваемых предметов не назван, но
подразумевается.
И эти дети гор были необычайно
наивны.
Слайд 4

Метонимия – разновидность метафоры, в которой существует объединение по обобществленному или

Метонимия – разновидность
метафоры, в которой существует
объединение по обобществленному
или

количественному признаку.
Все флаги в гости будут к нам.
Слайд 5

Синекдоха – разновидность метонимия, определяющаяся по количественному признаку. Прочитал всего Пушкина. Город спит.

Синекдоха – разновидность
метонимия, определяющаяся по
количественному признаку.
Прочитал всего Пушкина.
Город спит.

Слайд 6

Олицетворение – троп, направленный на передачу свойств одушевленного предмета предметам неодушевленным.

Олицетворение – троп,
направленный на передачу
свойств одушевленного предмета
предметам неодушевленным.
Ветер по морю

гуляет.
Белая береза под моим окном
принакрылась снегом…
Слайд 7

Сравнение – изобразительная конструкция, построенная на смежности качеств и соединенная при

Сравнение – изобразительная
конструкция, построенная на
смежности качеств и соединенная
при помощи

сравнительных союзов
КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО,
ПОДОБНО и т.п.
Море бушевало подобно кипящему
котлу.
Слайд 8

ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием

ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в
замене названия предмета или
явления описанием

их
существенных признаков или
указанием на их характерные
черты.
Мы часто говорим: «Автор
«Героя нашего времени» (вместо
М.Ю. Лермонтов)
Слайд 9

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

Гипербола – образное выражение,
содержащее непомерное
преувеличение размера, силы,
значения.

Слайд 10

Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы,

Литота – выражение, содержащее,
в противоположность гиперболе,
непомерное преуменьшение размера,
силы,

значения какого – либо
явления:
Ниже тоненькой былиночки надо
голову клонить.
Слайд 11

АНТИТЕЗА – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко

АНТИТЕЗА – это оборот, в котором
для усиления выразительности речи
резко

противопоставляются
противоположные понятия:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Слайд 12

ОКСЮМОРОН – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг

ОКСЮМОРОН – стилистическая
фигура, состоящая в соединении
двух понятий, противоречащих друг


другу, логически исключающих одно
другое:
горькая радость, звонкая тишина,
красноречивое молчание.
Слайд 13

Контекстные синонимы – слова, выполняющие функции синонимов только в конкретном контекстуальном

Контекстные синонимы – слова,
выполняющие функции синонимов
только в конкретном контекстуальном


отрывке.
Только кочки и буераки указывали
направление тропы. Да и то эта
тоненькая ниточка не уводила далеко.
Слайд 14

Контекстные антонимы – слова, выполняющие функции антонимов только в конкретном контекстуальном

Контекстные антонимы – слова,
выполняющие функции антонимов
только в конкретном
контекстуальном

отрывке.
Странный он был человек: при
большом начальстве звонким
соловьем трели разводил, при
подчиненных же диким медведем
рыкал.
Слайд 15

АНАФОРА – единоначалие, повтор слова или группы слов в начале некоторых

АНАФОРА – единоначалие, повтор
слова или группы слов в начале
некоторых

стихов, строф или фраз.
Жара встала стеной. Жара душила его
своими горячими руками. Жара
сводила с ума…
Слайд 16

Эпифора – единое завершение, повтор слова или группы слов в конце некоторых стихов, строф или фраз.

Эпифора – единое завершение, повтор
слова или группы слов в конце
некоторых

стихов, строф или фраз.
Слайд 17

АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повтор последнего слова(группы слов) предыдущего предложения в начале

АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повтор
последнего слова(группы слов)
предыдущего предложения в начале
следующего.
Тогда

он тихонько запел песню.
Песню, которой его научила мать.
Слайд 18

ИНВЕРСИЯ является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или их

ИНВЕРСИЯ является одним из
важнейших средств
интонационно-синтаксического
выделения слов или их

сочетаний.
Она состоит в постановке
выделяемых слов на синтаксически
необычное для них место.
Шли таким образом мы уже дней пять.
Лес за нами темный, мрачный.
Слайд 19

ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости (

ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов
высказывания с постепенным
нарастанием значимости
(

ни позвать, ни крикнуть,
ни помочь)
или убыванием
Все грани чувств, все грани правды
в мирах, в годах, в часах.
Слайд 20

Парцеляция – сознательное нарушение границ предложений, направленное на сознательно эмоциональное выделение

Парцеляция – сознательное
нарушение границ предложений,
направленное на сознательно
эмоциональное выделение темы,


часто бывает выражена неполными
предложениями..
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и жуткий свет.
Слайд 21

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –
одинаковое синтаксическое
построение соседних предложений
или отрезков речи.


По небу плывут тощие тучи.
Над рекой висят серые клочья
тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
Слайд 22

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это
стилистическая фигура, состоящая
в том, что вопрос

ставится не с
целью получить на него ответ, а
чтобы привлечь внимание читателя
к тому или иному явлению.
Слайд 23

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это
стилистическая фигура, состоящая
в подчеркнутом обращении к


кому-нибудь или чему-нибудь для
усиления выразительности речи.
Оно служит не столько для
названия адресата речи, сколько
для того, чтобы выразить
отношение к тому или иному
объекту, дать его характеристику.